Почему мы не обижаемся и не поднимаем шум из-за вертолета, сбитого российским оружием?
Армения все же подписала 10 октября документ о вхождении в Евразийский экономический союз, хотя некоторые круги – одна часть со злорадством, а другая – обеспокоенная будущим Армении, тешились надеждой, что на этот раз подписанию воспрепятствуют Беларусь или Казахстан. Но наша страна уже оказалась перед свершившимся фактом и туманным будущим. В течение прошедшего одного месяца ни один член правительства так и не смог дать четких разъяснений по поводу того, что ожидает Армению. Из-за той же неопределенности председатель общественной организации «Глобализация и региональное сотрудничество» Степан Григорян не уверен, что членство Армении в ЕАЭС может быть полезным: «Неясно, что может дать нам организация, которая еще не состоялась, где не уточнены правила игры, я уже не говорю о том, что Россия по разным причинам имеет сегодня различные проблемы с ЕС и США». Он отвергает звучащие из властного лагеря заверения по части безопасности, так как считает ЕАЭС сугубо экономическим союзом. Однако во всей этой истории нашего собеседника больше всего беспокоит не то, что у Казахстана и Беларуси относительно членства Армении есть оговорки, а болезненная реакция на них армянского общества: «Извините, но мы должны научиться воспринимать это нормально. Когда мы намерены вступить в какую-то структуру, то должны иметь место обсуждения. А кто сказал, что членство Армении в ЕАЭС принесет положительные результаты, например, Казахстану? Нам следует научиться тому, что не только мы должны учитывать наши интересы, но и другие тоже должны учитывать свои. Кроме того, обижаться – означает, что мы не владеем государственным мышлением, и даже не понимаем, что значит государственность».
Следующим недостатком, имеющим место в общественных и властных кругах, наш собеседник считает то, что под словами «мусульманский», «арабский мир», мы подсознательно представляем вражеские общества, и напоминает, что в том же арабском мире есть Сирия, Ливан, Египет, Марокко, Алжир, которые занимают явно проармянскую позицию по многим вопросам, а также в вопросе НКР. Он напоминает также, что сегодня правительству Армении помогает Кувейт, ведется активная торговля с Арабскими Эмиратами, что имеет для Армении очень важное значение. То же самое касается и мусульманского и тюркоязычного мира, в число которых входят не только Турция и Азербайджан. Степан Григорян не считает правильным считать все тюркоязычные народы проазербайджанскими или протурецкими, так как у Армении хорошие отношения с тем же Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменией.
Читайте также
На замечание, что в этом случае зачитывание письма Алиева президентом Казахстана было явно политическим и хорошо продуманным шагом, за которым последовала бурная реакция нашей общественности, Степан Григорян сказал: «Казахстан поднял вопрос, связанный с Карабахом. Я считаю это вполне нормальным. Я утверждаю, что позиция Казахстана в Нагорно-Карабахском вопросе почти ничем не отличается от позиции Армении. Они тоже говорят, что основным форматом по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является Минская группа ОБСЕ, и что в зоне конфликта необходимо вести работу, чтобы решить проблемы доверия».
В этом контексте Степан Григорян считает нормальным, что Казахстан интересует, вступит Армения в ЕАЭС с Карабахом или без него: «Если вступает с Карабахом, они против этого, потому что ЕАЭС является организацией, в которой находятся только независимые государства, признанные со стороны ООН. Если в ней будут состоять также и непризнанные государства, они хотят это обсудить. Я не считаю это чем-то негативным или болезненным. Армения ответила, что она намерена вступить в границах, признанных ООН, и Казахстан в конечном итоге проголосовал за вступление Армении в ЕАЭС. Казахстан серьезная и динамично развивающаяся страна, ей нет нужды находиться в каком-то союзе, где есть нерешенная проблема».
Степан Григорян убежден, что наша эмоциональная реакция на события, обсуждения, разговоры о болезненных вопросах в конце концов приведут к изоляции Армении. «Мы перекидываем не выполненную нами работу на других», – сказал он, приведя наиболее классический пример экстрадиции Сафарова в Азербайджан, когда об этом знали все, кроме властей Армении.
Наш собеседник также отметил, что Казахстан является единственной страной в СНГ, которая довольно активно работает в Армении, и не только с властями, но и с неправительственными организациями, используя классический европейский путь: «Казахстан продвигает свои прерогативы, свои положительные стороны, им очень нравится представлять серьезные шаги Назарбаева. Так и должно быть. И Армения должна работать с миром, представляя положительные стороны своей страны и правительства. Казахстан это делает, и удивительно, почему это нам не нравится, тогда как аналогичные шаги со стороны тех же США и различных стран ЕС мы считаем нормальными», – сказал Степан Григорян, подчеркнув важность для Армении опыта Казахстана в вопросах сокращения ядерного арсенала и вооружений, созданных по инициативе Назарбаева институтов межрелигиозного и международного примирения.
Оба вопроса, кстати, получили общемировое звучание. Наш собеседник пришел к выводу, что не всем международным участникам нравится активная работа в Армении многих европейских стран, Казахстана: «Выгоднее изолировать Армению для того, чтобы можно было ею манипулировать. В этом смысле, я думаю, многие истерии имеют не местное, а «внешнее» происхождение. Поэтому я призываю нашу общественность быть осторожной». Тот факт, что Казахстан ведет активную работу также с Азербайджаном и Турцией, Степан Григорян не считает проблемой, добавив, что активнее всего с Азербайджаном сегодня работает Россия: «А почему мы не обижаемся, что вертолет был сбит российским оружием, почему мы не поднимаем шум по этому поводу?».