«Еще бытует мнение, что если в семье есть проблема, то это – проблема семьи, а если вмешивается государство, или такая организация, как наша, то это рассматривается как посрамление семьи». Такое мнение высказала координатор общественной организации «Общество без насилия» Сона Овакимян на встрече с журналистами в пресс-клубе «Ноян тапан», посвященной Международному дню семьи. Она сказала, что в Армении все еще преобладают случаи физического насилия, но немало и психологического, физического, сопряженного с экономическим. По ее словам, армянские женщины часто не осознают психологического насилия.
Другая участница пресс-конференции, председатель Центра по правам женщин Сусанна Варданян отметила, что в основе семейного насилия лежит не бедность, а контроль со стороны одного члена семьи над поведением другого человека, а у жен тех мужчин, которые выезжают на заработки, согласно госпоже Варданян, проблемы другие: «Жена механически переходит в подчинение свекрови, а свекровь более жестокий насильник, чем муж, так как у этих женщин нет интимной жизни, нет опоры, нет того, кто бы приласкал, сказал доброе слово, а есть только охаивающая свекровь. Свекровь может быть и очень доброй, но в семье имеет место неправильное исполнение роли».
В основе этой причины она видит безынициативность мужчин: «Мужчины часто избегают проблем, зачем спешить домой? Жена, дети, мать отец… и разделять заботы, когда можно уехать в Россию и где-то работать. Сначала отправляют деньги, потом связываются с местными женщинами, потому что нуждаются в жилье, доме, женщине. Расскажу случай, когда мужчина привез из России другую жену и заставлял, чтобы его местная жена-армянка приняла ее».
Руководимый госпожой Варданян центр занимается проблемами семейного насилия с 1997 года по и настоящее время. Центр ежедневно получает по 3-4 приоритетных звонка, при которых предлагается психологическая и юридическая консультация: «Вчера у нас было 2 случая. К нам на горячую линию позвонила 61-летняя женщина и кричала, чтобы мы помогли ей, слышна была ругань. Мы сказали, что у нас нет права вторгаться в семью, и что принимаем только у нас. Женщина сказала, что звонила в полицию, а представители полиции берут у насильника подписку и выпускают на свободу», – рассказала Сусанна Варданян. Она отметила также, что они могут только направить подвергшихся насилию женщин в убежище, где те находятся в безопасности и им оказывается помощь.
Читайте также
В свою очередь Сона Овакимян добавила, что подвергшаяся насилию личность не способно оценивать свои реальные ресурсы и находится в тупике: «Мы в состоянии предотвратить случаи семейного насилия еще до того, как дело дойдет до суда, и оказывать помощь таким семьям заблаговременно».
В беседе с Aravot.am психолог Анна Бадалян, которая длительное время работала с подвергшимися насилию семьями, рассказала, что насильник – это психологически изувеченный, несостоявшийся человек, который, правда, после совершения насилия может раскаиваться, расчувствоваться из-за совершенного. Но, в конечном счете, спустя некоторое время он снова совершает то же самое, так как у него имеется глубокая душевная травма, при пробуждении которой на подсознательном уровне, он не контролирует свои поступки.
Очень часто тому же насилию подвергаются те женщины, которые действительно хотят этого, не говоря об исключениях, бывает также, когда насилию со стороны женщины подвергается мужчина. Однозначно говорить, что только женщины подвергаются насилию, было бы неправильным. Поведение таких людей становится агрессивным и неуправляемым, в основе чего лежат душевные травмы, полученные в детском или юношеском возрасте, или глубокое горе. Такой человек имеет довольно серьезные психологические отклонения и нуждается в психологической помощи. Психолог отметил, что в Армении проблема заключается в том, что во время споров или проблем семейные пары обращаются не к специалисту, а к родственникам и друзьям, которые дают советы в соответствии со своим опытом.