В интернете появились пропагандистские видеоролики, которые призывают сказать «нет» конституционным реформам. Ролики мне понравились – есть творческий подход, юмор, легкость. Конечно, если быть очень строгими, можно высказать некоторые соображения относительно «актерской игры» и «режиссерских решений», но эти ролики, все равно, выгодно отличаются от традиционных форм пропаганды.
И это, помимо всего, свидетельство того, что в течение 10 лет и мир, и наша страна очень изменились. Помните, в 2008 году оппозиционная агитация осуществлялась с помощью DVD-дисков? Это было намного дороже и в десятки раз менее эффективно, чем то, что делается через интернет. Сегодня для распространения идей исчезло множество препятствий, и серьезно помешать этому больше не может никакая «комиссия Амаляна».
Остается, чтобы актуальным стал контент самой речи, содержания. Пока что речь большей части политических деятелей остается, говоря условно, в рамках стиля Аршака Садояна. Выбирается какая-то стереотипная схема, которая повторяется десятки и сотни раз. У Аршака Садояна, например, в 90-е имелись любимые «клише». В частности, он называл власти «хуже турок». Протестной массе это очень нравилось, и когда господин Садоян оказывался в общественном месте, многие люди протягивали к нему руки, желая прикоснуться к столь «отважному» и «правдолюбивому» человеку. «Сожранный мазут» также был «найденной» формулой, но она не сработала на 100 процентов, потому что была направлена против предыдущей власти, а мишенью для ненависти вышеупомянутой массы в основном является власть, действующая в данный момент.
Сегодняшнее политическое мышление столь же шаблонно. Например, если несколько десятков политиков собираются в одном помещении и произносят пламенные речи, то они обязательно делают вывод на основе своих же выступлений: «Наши противники боятся нас». Прежде всего, это трудно доказать, во-вторых, неужели цель политической борьбы – запугивание друг друга? Или, если в системе власти оказывается какой-то «обижник», который недоволен доставшейся ему долей, обязательно делается следующий вывод: «бандитское государство дает трещину», «началось бегство крыс», «паника в лагере власти».
Молодежь не мыслит подобными избитыми стереотипами, просто иногда бывает вынуждена повторять формулы «старших». Не надо на них сильно давить, и в этом случае, я уверен, они вырвутся из 25-летнего круговорота.