В предыдущие годы уже чувствовалось, что Армения, не являясь страной-добытчиком, экспортером или переработчиком нефти, очень чувствительна к колебаниям мировых цен на «черное золото». И сейчас, когда цены на нефть переживают спад, перейдя все психологические барьеры, есть серьезный повод для озабоченности насчет того, что и без того тяжелая социально-экономическая ситуация Армении не только не улучшится, но и продолжит ухудшаться.
За последние дни на мировых биржах цена бареля нефти марки Brent перешла психологический барьер 40 долларов США и сейчас колеблется в районе 37 долларов. В таких условиях российский рубль также спешит установить антирекорды, несколько дней подряд не поднимаясь выше уровня 70 рублей.
Каким образом могут влиять на экономику Армении спад валюты другого государства и мировых цен не имеющегося на территории нашей страны полезного ископаемого? Такое влияние существует и чувствуется непосредственно.
Трансферты и влияние курса
Читайте также
С начала 2014 года, наряду с применяемыми Западом по отношению к России санкциями, начал снижаться объем сумм, отправляемых работающими в РФ нашими соотечественниками в Армению (сумма, отправляемая из России в Армению в виде частных трансфертов, сопоставима с государственным бюджетом Армении – около трех миллиардов долларов США. Это львиная доля от поступающих в нашу страну сумм, что обеспечивает покупательную способность широких слоев населения РА).
Спад стал ощутимым с июля прошлого года. Если, согласно данным, опубликованным Центральным банком РА, в июле 2013 года из России в Армению было перечислено 166.2 млн. долларов США, то в июле 2014 года эта цифра уже была равна 151,6 млн. долларов США. Спад составил 8,7 процентов. В последующие месяцы, как мы видели, зафиксированная в июле тенденция сохранилась. Достаточно отметить, что по данным Центрального банка РА, в июле 2015 года из России в Армению было перечислено всего лишь 94,8 млн. долларов США (спад по сравнению с тем же периодом 2014 года составил 40 процентов).
И, помимо этого, уже с конца 2014 года к снижению объемов рубля добавился валютный спад. Курс рубля в армянских банках и пунктах обмена валюты снизился примерно на тридцать процентов. Это означает, что деньги, отправляемые на Родину работающими в России гражданами РА обесценились примерно на тридцать процентов, что уже напрямую повлияло на покупательную способность ощутимой части населения РА. Если, например, в 2013 году работающий в России гражданин РА отправил бы, скажем, тысячу рублей, это было бы равно примерно 11 тыс. драмам, то в конце 2014 года та же самая тысяча рублей стоила примерно 7 тыс. драмов, а сейчас и того меньше. И это в тех условиях, когда в Армении каждый месяц фиксируется рост цен, а внешняя торговля (даже с Россией) осуществляется в долларах США (который примерно на 20 процентов поднялся по отношению к драму).
Сейчас, однако, как было отмечено выше, создалась реальная угроза, что нынешняя и без того «грустная» ситуация может еще более ухудшиться. Установленный Центральным банком РА 15 декабря 2015 года курс рубля равен 6,88 драмам, и это в том случае, когда 5-го декабря один рубль стоил է 7,18 драмов… Другими словами, за 10 дней рубль по отношению к драму обесценился примерно на 5 процентов.
Даже больше
Однако этим плохие новости не заканчиваются. Нынешняя цена бареля нефти марки «Брент», которая, как было отмечено, ниже 40 долларов США, приведет к продолжающемуся спаду российской экономики. Как на пршлой неделе заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, в Москве по этому вопросу настроены пессимистично. По словам минстра, цена на барель нефти может упасть и ниже 30 долларов, и, следовательно, возникнет необходимость сокращения бюджетных расходов, законсервировать работу над крупными проектами и т.д. Этот «крепкий сон» российской экономики приведет к снижению финансовой активности и оборота внутри РФ, что приведет также к снижению доходов работающих там наших соотечественников.
Более того, сокращение рабочих мест ударит в первую очередь по работающим в РФ мигрантам, тем более, что основной показатель спада зафиксирован в сфере строительства (10.3 процента). С такими темпами спада покупательная способность населения РА может снизиться до катастрофически низкого уровня, что нанесет тяжелый удар по экономике нашей страны.
Если к этому добавить программы более гллубокой интеграции экономик России и Армении в рамках ЕАЭС, можно ожидать, что отзвуки потрясений российской экономики в Армении еще более усилятся. В результате, на фоне оптимистических заявлений по поводу улучшения экономической ситуации, преодоления экономической блокады, перспективы открытия новых рынков присоединившаяся к ЕАЭС Армения одновременно по нескольким направлениям оказывается в эпицентре потрясений и несет последствия экономического кризиса в России, наряду с этим не имея тех ресурсов и возможностей противодействия им, которые имеет Россия.
Ваге Гукасян
«Союз информированных граждан»