«Коммерсантъ». Сергей Строкань, Кирилл Кривошеев. Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян проведут сегодня в Санкт-Петербурге переговоры по Нагорному Карабаху при посредничестве президента РФ Владимира Путина. Личная встреча лидеров двух государств, балансирующих на грани войны и согласившихся возобновить диалог на российской территории, возвращает Москве ведущую роль в урегулировании одного из старейших конфликтов на постсоветском пространстве. Эксперты отмечают: активизация российской дипломатии вызвана все более реальной угрозой полномасштабного столкновения между Баку и Ереваном, способного взорвать ситуацию в стратегически важном регионе и сделать главной проигравшей стороной Россию. Перед Москвой стоит непростая задача: не просто удержать ситуацию под контролем, но и начать продвижение к рамочному соглашению по Нагорному Карабаху, которое укрепит режим прекращения огня и станет «дорожной картой» будущего урегулирования.
Один конфликт на троих
После Международного экономического форума в Санкт-Петербурге главной дипломатической площадкой России остается ее Северная столица. Сегодня в Санкт-Петербурге, куда должны прибыть Ильхам Алиев и Серж Саргсян, пройдет сеанс большой дипломатии по Нагорному Карабаху, в котором центральную роль предстоит сыграть Владимиру Путину.
Принимая лидеров двух государств «в родных стенах», господин Путин вначале встретится с каждым из них по отдельности, после чего вечером пройдут переговоры в трехстороннем формате, на которых также будут присутствовать сопредседатели Минской группы ОБСЕ (РФ, Франция, США).
Читайте также
Интрига вокруг вопроса о том, какая страна будет принимать лидеров Азербайджана и Армении, 16 мая на краткой встрече в Вене договорившихся возобновить переговоры на высшем уровне до конца июня, просуществовала считаные недели. Сначала одним из возможных мест называли Париж, а гипотетическим посредником между сторонами — французского президента Франсуа Олланда. Однако в начале июня в ходе визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Берлин канцлер Германии Ангела Меркель признала, что ведущая роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе должна принадлежать России (ранее в Берлине с визитом побывал президент Армении Серж Саргсян).
Учитывая, что в настоящее время Германия занимает пост председателя ОБСЕ, заявление Ангелы Меркель продемонстрировало готовность западных посредников дать российской дипломатии новый шанс на урегулирование одного из старейших конфликтов на постсоветском пространстве.
Назад в Россию, пять лет спустя
Встреча в Санкт-Петербурге станет уже второй попыткой России сыграть ключевую роль в урегулировании конфликта между двумя бывшими советскими республиками — Арменией и Азербайджаном, одна из которых входит в ОДКБ и имеет статус стратегического союзника Москвы, в то время как другая названа стратегическим партнером России в Закавказье.
Пять лет назад — в конце июня 2011 года Ильхам Алиев и Серж Саргсян встречались в Казани при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева. Саммит вызвал новый всплеск ожиданий скорого прорыва в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Однако, несмотря на детальную проработку вариантов возможного компромисса, договориться стороны так и не смогли.
Спустя пять лет заметно изменились и ситуация в регионе, делающая статус-кво все более хрупким, и риторика сторон, ставшая более категоричной. Подтверждением этого стали произошедшие в первые дни апреля военные столкновения в Нагорном Карабахе — самые ожесточенные с момента подписания в 1994 году соглашения о прекращении огня. Накануне встречи в Санкт-Петербурге президент Алиев предупредил, что хочет добиться качественно иного результата, а не просто повторения пройденного. «Если кто-то думает, что мы будем вести бессмысленные переговоры и последующие 20 лет, то сильно ошибается»,— заявил Ильхам Алиев.
Демонстрацией новой реальности со стороны Баку стало проведение азербайджанской армией у линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе масштабных военных учений — они начались накануне встречи в Санкт-Петербурге. Комментируя учения, пресс-секретарь президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян заявил: «В лице Азербайджана мы имеем деструктивного соседа и ненадежного партнера. Проведение учений в этот период — глупость и проявление шантажа».
В свою очередь, армянский президент Серж Саргсян незадолго до встречи в Санкт-Петербурге обвинил своего азербайджанского коллегу в «неуравновешенном поведении», в «циничных заявлениях в адрес государства Армения» и «личных оскорблениях» в адрес будущего партнера по переговорам.
«Россия не может допустить провала саммита»
Учитывая фундаментальные различия сторон по ключевым вопросам урегулирования и продолжающуюся войну слов и жестов между Баку и Ереваном, опрошенные «Ъ» эксперты оценивают перспективы встречи в Санкт-Петербурге весьма сдержанно.
«Интересы России заключаются в том, чтобы заморозить конфликт, не делать окончательного выбора между Арменией и Азербайджаном, который был бы чреват для нее самыми серьезными последствиями»,— пояснил «Ъ» эксперт Российского совета по международным делам Сергей Маркедонов. По его мнению, «быстрый прогресс невозможен, так как воли для достижения компромисса нет ни в Армении, ни в Азербайджане».
В свою очередь, азербайджанский политолог, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований Айдын Мехтиев в беседе с «Ъ» обратил внимание на то, что «встречи на высшем уровне должны быть кульминацией длительной кропотливой работы дипломатических групп». «Учитывая, что никаких рабочих встреч не было, продвижений в переговорном процессе ждать не стоит»,— считает эксперт. С этим согласен его армянский коллега, замдиректора базирующегося в Ереване Института Кавказа Сергей Минасян: «За месяц, разделяющий встречи в Вене и Санкт-Петербурге, стороны должны были запустить механизм установления мер доверия. Однако эта задача не была выполнена». «Реалистичное ожидание от петербургской встречи — определенный символический результат, обозначающий продолжение переговоров и создающий надежду на то, что апрельская эскалация не повторится»,— резюмирует Сергей Минасян.
Отвечая на вопрос о том, зачем российской стороне могла понадобиться встреча в Санкт-Петербурге, не сулящая прорыва, опрошенные «Ъ» эксперты отмечают: продолжающаяся эскалация и сползание региона к полномасштабному конфликту не оставили президенту Путину возможности отложить проблему в долгий ящик. «В случае начала активных боевых действий Москва уже не сможет соблюдать равноудаленность между сторонами конфликта, как это происходит сейчас. Ей придется делать выбор. Даже сохранение нейтралитета будет расценено Ереваном как отказ от выполнения союзнических обязательств. В этой ситуации Россия окажется главной проигравшей стороной среди всех внешних игроков. Не допустить этого и стремится президент Путин, играющий на опережение»,— заявил «Ъ» директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
В свою очередь, по мнению директора ИМЭМО РАН Александра Дынкина, встреча в Санкт-Петербурге все же должна будет привести к деэскалации и укреплению режима прекращения огня, обозначив «дорожную карту» будущего урегулирования. «Если Владимир Путин поставил на трехсторонний саммит свой политический капитал, он не может допустить его провала»,— пояснил «Ъ» господин Дынкин.