До парламентских выборов в Армении остались считанные месяцы, и власть пытается представиться избирателям с прежними «декорациями». Других нет. Конечно, эти «декорации» каждый раз красятся в разные цвета, а поднявшиеся на сцену «актеры» пытаются изменить ритм и слова той же самой «песни», чтоб выглядеть поновее, но нет нужды в гигантском интеллекте, чтоб понять: у власти, в сущности, нет ничего нового, что можно представить в качестве такового.
В этом и причина того, что в точках политического соприкосновения власть-общество наличие политических «прокладок» становится просто жизненной необходимостью для любой постсоветской власти, поскольку от непосредственного контакта она может вскоре саморазвалиться.
Не секрет, что постсоветские системы выделяются характером власти, и власти наделены сомнительной легитимностью, собственностью сомнительного происхождения, сращиванием этих двух, а также служащим для точечных репрессий силовым аппаратом и предусмотренной для самовоспроизводства этого всего «машиной».
Процесс самовоспроизводства – динамичен, и все детали этой «машины» приводятся в движение, увеличиваются риски того, что в самый неудобный момент «машина» может саморазвалиться на пути до «места назначения», если «деформации» перейдут пределы допустимого. Ярким примером тому – цветные революции.
Читайте также
Стало быть, для минимизации этих рисков, хотя бы теоретически, власти на местах максимальных рисков в этих «машинах» вставляют разного диаметра и формы «прокладки».
Системы власти, представляющие собой вертикально-интегрированные коррупционные системы, где сращены, политика, бизнес, бюрократия, криминал и репрессивный аппарат, в своих отношениях с обществом, естественно, имеют проблему защиты от общества, а не его обслуживания, не подотчетности. Следовательно, эти «прокладки» предназначены для того, чтобы взять на себя эти защитные функции, будучи и оставаясь важнейшими частями этой системы.
Из всякой всячины «прокладки» не сделаешь, следовательно, этот «политический материал» должен обладать соответствующими качествами. К примеру, сантехнические прокладки должны быть из прочной резины, чтобы выдержать механическое давление и быть непроницаемыми для жидких веществ.
А политическая «прокладка», сообразно этому, должна иметь по возможности низкий интеллект, по возможности низкую мораль, определенный финансовый ресурс и не иметь политического содержания ни в коем случае. С реализацией третьего пункта власть может подсобить, частично, а вот с первыми двумя и последним власть может оказать лишь моральное содействие, и там должно быть все «от природы» и спонтанно, творчески. В то же время, они должны быть наделены по возможности звучными, исключающими возражение, а также политически бессмысленными названиями, допустим, «Очень хорошая Армения», «Правильный Кыргызстан», «Здоровый Казахстан», «Сытая Беларусь» или «Уважаемая Великая Россия» и т.д. А их политическим девизом должно быть что-то около «Мы за все хорошее и против всего плохого».
Естественно и в действительности, этим «прокладочным» силам в иной плоскости, помимо пропагандистской, особенно политической, делать нечего. Следовательно, в условиях доминирования патерналистских и «традиционалистских» представлений о характере власти им дозволено только одно – выставлять напоказ свой низкий интеллект и свою низкую мораль.
Это неизбежно приводит к общественной фрустрации, что также жизненно необходимо, чтобы процесс самовоспроизводства удался. Власти проявляют реализм и понимают, что невозможно идти на выборы под таким «рамочным лозунгом» как «Власть – хорошая!», поскольку этому сразу возразят по фактам. Для этого выдвигается другой: «Все – плохие!» или «Все – одинаковые, останемся мы – будет хотя бы стабильность!». А некоторые из «прокладок» объявят, что «нам не нужно кровопролитие!», «пусть все будет честно, и мы гордо пожмем руку новоизбранной власти!», «мы не отвергаем сотрудничество с властью, если это служит народу!» и «мы – против потрясений!». А ряд СМИ напишут: «Все равно, ничего не изменится!».
И тут произойдет самое главное: «клиент», он же избиратель, будет готов выставить свой голос на продажу. А скупщики навстречу выборам посетят сей «базар», чтоб «отовариться» в той мере, в какой скажет «шеф». Ведь «наверху» все заранее взвешено, отмерено и поделено. А недовольных и смутьянов «соберут» правоохранительные органы, конечно, исключительно «по закону». А после выборов «народ скажет», а СМИ напишут: «Говорили же вам, что ничего не изменится!». В конце концов, кто помнит, какая партия что говорила навстречу выборам 2012г, что было написано в программе какого-либо депутата? Вспомнить, чтобы что сделать?
А теперь «прокладки» вновь активизировались: впереди выборы, самовоспроизводство должно пройти безотказно и без эксцессов. И если это удастся, то в следующем году у нас будет нечто, собранное на матрице Государственной Думы России или Милли Меджлиса Азербайджана. Конечно, с поправкой на «локальную специфику».
А чтобы этого не позволить, то прежде чем решить, что делать, должно быть ясно – что не делать. Прежде всего, эти «прокладки» должны быть выведены на чистую воду, независимо от их «благотворительности» или пламенных речей, и с ними должен работать только один принцип: не верь, не бойся, не проси, не сотрудничай. Только в таких условиях можно потом говорить о ценностях, об объединении вокруг них, о политическом содержании, о программах, организационных работах и вообще – о политическом процессе. Нужно просто привести власть в режим, которого она всячески избегает: в режим непосредственного соприкосновения с обществом, без «прокладок». Это неизбежно увеличит обществу шансы.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «Аравот»
01.11.2016г