По мнению обозревателя Джеймстаунского фонда (The Jamestown Foundation) Армена Григоряна, было бы глупо полагать, что этот подход изменится
– Господин Григорян, президент России Владимир Путин одобрил предложение правительства Российской Федерации о создании совместной военной группировки с Арменией и поручил подписать его. В соответствии с соглашением, в целях обеспечения безопасности каждой из сторон коллективной безопасности в Кавказском регионе создается единая группировка вооруженных сил двух стран, которая будет в состоянии адекватно реагировать на вооруженное нападение, а также на «другие угрозы и вызовы безопасности». От кого будет защищать данная группировка при возможном нападении, и что следует понимать под словами «другие угрозы безопасности сторон»?
– Россия угрозой для себя считает НАТО и происходящие в постсоветских республиках демократические процессы, так называемые «цветные революции», организовывая свои действия по этой логике. Сейчас, параллельно расширению своего присутствия в Армении, Россия занята дальнейшей милитаризацией Абхазии и Южной Осетии – в соответствии со своим видением противостояния НАТО.
Если рассматривать «другие угрозы для безопасности сторон», то ясно, что есть одна потенциальная угроза для общих интересов России и властей Армении – армянское общество, и неслучайно, что Россия постоянно требует принять меры против сторонников развития отношений с западными структурами. А Армения – государство, а не правящий режим, общей угрозы или врагов с Россией не имеет. НАТО не является угрозой, если, конечно, Армения, вследствие политики Москвы и армянских властей, не вовлечется во враждебные действия. Для Армении угрозой является Азербайджан, но эту страну Россия не считает угрозой, вооружая ее против Армении, да и сама Россия тоже.
Читайте также
– В соответствии с соглашением, для управления группировкой создается объединенное командование, командующий которой назначается на должность и освобождается от нее верховным главнокомандующим Вооруженных сил Армении по согласованию с верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ. В мирное время командующий подчиняется начальнику Генштаба Армении, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время — «в зависимости от складывающейся обстановки командующему войсками Южного военного округа российской армии или начальнику Генштаба по решению верховных главнокомандующих двух Вооруженных сил двух стран». И, наверное, самой главной является следующая формулировка: «соглашение не направлено против третьих государств». Может ли это касаться возможных посягательств Азербайджана в отношении границ Армении? И если «соглашение не направлено против третьих государств», то кого и каким образом оно будет сдерживать?
– Формулировка, согласно которой в военное время группировка будет подчиняться российскому командованию, лишний раз подтверждает, что она будет служить исключительно интересам России. Возможные посягательства Азербайджана в отношении границ Армении Россия (а также остальные члены ОДКБ) никогда не считали угрозой, и было бы глупо полагать, что этот подход изменится.
– С целью развития туризма планируется принять решение, разрешающее въезд в Армению гражданам России по внутренним паспортам. В этом контексте планируется подписать между двумя правительствами соглашение о развитии межрегионального сотрудничества. Этим решается только вопрос расширения туристических возможностей, или мы становимся свидетелями установления качественно новых отношений между Арменией и Россией?
– Если бы на самом деле целью было бы развитие туризма, то хотя бы два раза в неделю осуществлялись бы бюджетные авиарейсы в Европу. Помимо этого, для того, чтобы сфера туризма развивалась можно было гражданам иностранных государств предоставить возможность въезда без паспортов: в частности, граждане ЕС в ряде стран имеют такую возможность. Остается только констатировать, что правительство Армении предпочло ускорить процесс превращения страны в российскую губернию только для того, чтобы гарантировать собственное воспроизведение.
– Отношения Москва-Вашингтон в контексте состоявшихся в США президентских выборов стали одной из самых обсуждаемых тем. Можно ли ждать смягчения этих отношений? Какой будет политика Трампа по отношению к Южному Кавказу, и какие могут быть прогнозы по поводу армяно-американских отношений?
– О возможном смягчении можно будет рассуждать только тогда, когда будут утверждены кандидатуры на посты в новой администрации США. По всей вероятности, царящая сейчас в Москве эйфория улетучиться. По крайней мере, уже чувствуется намерение Трампа достичь взаимного согласия с разными ветвями Республиканской партии, и остается надеяться, что США не будут вести политику самоизоляции. Что касается отношений Армения-США, то ответственность за их развитие или наоборот – регресс полностью ложится на плечи властей Армении, которые не только отношения с США, но и с ЕС, с Ираном и другими странами рассматривают исключительно с той точки зрения, чтобы они «не противоречили обязательствам Армении в рамках ЕАЭС», обслуживая интересы России, а не Армении.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
23.11.2016г