Есть произведения мировой оперной культуры, которые давно уже стали неотъемлемой частью репертуара известных театров, но некоторые из них сразу же после премьеры, в положительном и отрицательном смыслах стали судьбоносными не только для авторов, но и для музыкантов, в том числе и режиссеров, артистов. Одна-две из таких опер стали любимы даже зрителями, не предпочитающими оперное искусство. Например, «Кармен» Бизе давно уже занимает свое место в Ереванском оперном театре. Кстати, премьера произведения французского композитора, написанного на основе новеллы Проспера Мериме «Кармен», состоялась в марте 1875 года в Париже. Острая критика в адрес произведения спустя несколько месяцев после премьеры стала причиной внезапной смерти композитора от сердечного приступа.
Когда-то в беседе с «Аравот» оперная дива Елена Образцова, рассказывая о своих любимых ролях, сказала, что Кармен для нее всегда на первом месте: «Трагическая смерть цыганки Кармен не так уж и далека от моей личной истории… да я, ушла от Хозе ради тореадора Эскамильо. И все во имя любви. В конце концов, это был мой выбор…». А на днях в нашем Оперном театре после очередной постановки этого произведения джазмен Ваагн Айрапетян, обращаясь к жене – исполнительнице Кармен Варсеник Аванян, сказал, что снова влюбился в нее…
Меццо-сопрано Варсеник Аванян давно уже в оперном искусстве, однако, ее нечасто встретишь на сцене. Специалисты и сегодня помнят ее первое выступление (2007 год) с партией Парандзем в опере Чухаджяна «Аршак Второй», в постановке Гегама Григоряна. Мы вспомнили выступление Варсеник Аванян и баритона Асатура Балджяна в Музыкальном камерном театре в представлении «Эй, кто-нибудь» Эд. Хадояна по одноименному произведению Сарояна (режиссер – Давид Акобян), мы впечатлены выступлениями Ваагна Айрапетяна в составе джаз-квартета Acoustic colors, при этом данный квартет прекрасно исполнял синтез джаза, фолка и классической музыки. Отметим, что квартет выступал не только в Ереване, но и в России и Германии.
Беседуя с Варсеник Аванян мы заметили, что она напоминает тех редких армянских музыкантов, которые больше вспоминают своих профессоров, коллег, оставив в стороне свое «я».
Читайте также
«В ереванской консерватории я училась в классе известного педагога Сергея Даниеляна, а потом окончила аспирантуру московской государственной консерватории под руководством профессора Марии Алексеевой, брала уроки у великой Зары Долуханян, когда я вернулась из Москвы Гегам Григорян доверил мне роль Парандзем, и это была моя первая работа в театральном мире, в это же время я снова ездила в Москву на мастер-классы Елены Образцовой»,- рассказала наша собеседница. Она добавила, что в нашей консерватории под руководством своего профессора она выучила около 15 партий, написанных для меццо-сопрано.
Касаясь партии Кармен, она заверила, что настолько подружилась с Образцовой, что однажды перед началом «Пиковой дамы» Чайковского, она призвала директора и дирижера Михайловского театра послушать ее: «Госпожа Образцова была не только большой артисткой, но и хорошим человеком. Я пригласила ее в Ереван, мы побывали в гостях у Гегама Григоряна…».
Снова коснувшись партии Кармен Варсеник Аванян особо подчеркнула своих партнеров, в том числе Липарита Аветисяна (Хозе), Геворга Акобяна (Эскамильо) и других.
Отметим, что после «Кармен» в музыкальных кругах не только восхищались Варсеник-Кармен, но и удивлялись тому, что певица еще не выступала с другими партиями в операх (Спендиарян «Алмаст», Верди «Аида», Верди «Трубадур»), которые были в репертуаре театра.
Самвел ДАНИЕЛЯН
Газета «Аравот»
14.02.2017г