Возможно для темы, о которой я хочу поговорить, еще не пришло время. Не исключено. Но когда-нибудь мы должны начать.
Когда у нас будут необратимые изменения? Только в том случае, когда мы открыто начнем говорить о многих вопросах, и все вместе – всем обществом пройдем этот трудный путь. Только в том случае, когда мы всем обществом переживем этап раскаяния. Это путь, по которому проходили общества многих стран. Свою речь я хочу построить на двух реалиях:
1.Блокирующие в течение несколько дней улицы группы людей не становятся обществом
2.Не бывает только одного виноватого
Все то, что происходит вокруг нас на протяжении десятилетий, является также следствием того, что общество не состоялось. Сегодня – на волне изменений надо поднять эту тему. Необходимо позволить, чтобы общество в целом и ее отдельные слои, группы и объединения, личности не отчуждались от своего и общего для всех нас прошлого, а наоборот – имели бы смелость говорить о нем, имели бы смелость признать многое. Именно это является путем оздоровления. Понять и разрушить механизм безобразия, чтобы в новой реальности не позволить ему вернуться. На протяжении многих лет мы утверждаем, что факт признания Геноцида важен для того, чтобы предотвратить повторение этого преступления в будущем. Следовательно, по той же логике, необходимо говорить о болезнях общества и ее дегенерации, «понять и признать» эти болезни – для того, чтобы не позволять их повторения в будущем.
Когда раздающие и берущие 10 тысяч драмов люди перекрывают улицу, то это еще не дает гарантий, что, преодолев эмоциональный этап, они станут гражданами, обществом.
Не бывает одного виноватого
С тем же заголовком и с тем же содержанием я опубликовал статью еще в 2016 году, когда Серж Саргсян был у власти, а общественность и политическое поле еще не были «достойными и гордыми».
Сегодня, когда бархатная революция уже является состоявшимся фактом, я повторяю то же самое. Не бывает одного виноватого. Сегодня очень легко, а возможно, выгодно во всем винить одного человека в лице Сержа Саргсяна и дистанцироваться от нашего недавнего прошлого. Однако в этом случае мы никогда не станем действительно достойными и гордыми. Если мы будем та поступать, то за счет чего должно оздоровляться общество? Если общество, ее слои, единицы не признают собственную роль и вину, то за счет чего мы будем оздоровляться? С. Саргсян был во главе государства, сейчас — уже нет. Но означает ли это, что все проблемы безвозвратно ушли в прошлое? Почему так должно быть, если мы открыто не говорили о нашем общем участии и степени виновности?
В безобразиях общественной жизни принимали участие миллионы людей. Только представьте себе, как тысячи людей принимали участие в фальсификации выборов – добровольно, с чувством гордости и счастья. Посмотрите, сколько таких людей есть в вашем окружении – в зданиях, на улицах где вы живете. Это страшная цифра. Сколько людей вовлечены в систему по «обеспечению голосов»? Тысячи. А сейчас посмотрите, сколько людей взяли по 10 тысяч драмов. Подавляющее большинство – добровольно. Скандальная запись в САС-групп для некоторых была шоком, а для многих – всего лишь констатацией факта, частью которого они были на протяжении многих лет. Оставим в стороне народ.
Посмотрим на интеллигенцию нашего государства. Неужели вы действительно думаете, что С. Саргсян всех заставил подхалимничать и унижаться, молчать, закрывать на все глаза и ждать очередной медали — искать посредников, чтобы получить ее?
Давайте посмотрим на творческие союзы: неужели вы действительно думаете, что всех писателей, композиторов, театральных деятелей, художников С. Саргсян заставил думать только о своих личных интересах и как рыбы молчать обо всех происходящих в стране процессах? Даже тогда, когда им предлагали говорить о своих проблемах, они скромно молчали.
Посмотрите на вузы: неужели вы действительно думаете, что один человек мог заставить ректоров стать глухонемыми и безразличными по отношению ко всему, что происходит в стране?
Еще год назад, когда 6-7 тысяч сотрудников ЭСА и Газпрома за один день стали членами РПА, хоть один из них выразил протест? Не нужно все сваливать на условия. Один – очень важная единица, в конце концов, один человек из Гюмри пешком дошел до Еревана и сменил власть.
Необходимо открыто говорить о политической системе, о политическом лицемерии лидеров оппозиционных партий, об их безграничном конформизме. Необходимо открыто говорить о том, что большая часть республиканцев и представителей власти, мягко говоря, недовольна реальностью, но публично об этом не говорит. Можно на пальцах пересчитать тех, кто входил в кабинет С.Саргяна и говорил ему правду.
Давайте говорить прямо: в частных беседах деятели диаспоры плохо отзывались о Грануш Акобян и Серже Саргсяне, но при встрече с ними льстили им, хвалили их, «гордо и достойно» фотографировались с ними.
Вообще, никто никого не заставлял угодничать власти или оппозиции, молодежи или пожилым, богатым или бедным. А теперь вспомните, до каких масштабов достигло восточное подхалимство. Это – наша общая история, и от нее невозможно убежать.
Вспомните, сколько директоров школ занимались фальсификацией голосов.
Вспомните, как в ваших зданиях и дворах вы кланялись чиновникам-республиканцам, а в глубине души чувствовали к ним совсем иное.
Вспомните, как в политическом поле, в государственной системе, фракциях было принято записывать коллег, а потом запись отдавать шефу – угодничая, доказывая свою преданность. И это не единичный случай, и не сотни…
Всего лишь нужно вспомнить, какие трансформации имели место буквально несколько дней назад – очень многие “негордо и недостойно” льстили Саргсяну, а потом с разницей в один день то же самое делали в отношении к новым властям.
Действительно, было бы легче, если бы был виноват один человек, и, свалив все на него, мы бы перешли к следующему этапу. Но это будет не так уж и легко, а значит, путь к оздоровлению будет трудным.
Как идти вперед
1.Первое предусловие предельно ясное – не отрекаться от общей истории и недавнего прошлого, открыто говорить об этом.
2.Способствовать становлению граждан, формированию общества. Ни одна власть ранее перед собой такой цели не ставила.
3.На волне гордости и достоинства повсеместно поощрять создание независимых профсоюзов. Граждане должны начать заниматься защитой собственных прав и осознавать, что они не являются рабами работодателей. От студентов и до трудящихся, все должны быть защищены четкими механизмами.
4.Создать атмосферу и механизмы, при наличии которых ключом к успеху не могут быть подхалимство, конформизм, молчание.
Последний пункт – более детально и в нескольких примерах. Всем нам известно, что 90 процентов нашего информационного поля, так или иначе, управляется из одного источника. Сегодня мы не должны отрицать этот факт, мы должны понять причину, и приняв ее, создать альтернативные механизмы финансирования прессы. В случае их создания пресса станет развиваться, обслуживать интересы общества, что приведет к здоровым процессам. И все взгляды не будут направлены на одно здание.
Когда будут созданы правильные механизмы управления, вернее, самоуправления вузов, мы увидим, что у нас есть преподаватели и студенты со свободным, прогрессивным мышлением. И система образования станет более эффективной.
Когда будут созданы новые механизмы содействия культуре и откажемся от средневековой модели министерства культуры, то увидим, насколько талантливо это поколение и как легко люди посещают концерты. Только в этом случае деятели культуры не станут искать ключ к собственному успеху в подхалимстве к первой леди, а на следующий день после отставки ее мужа забудут обо всем.
И так должно быть во всех сферах, во всех общинах, селах, городах. Главное – поставить задачу: пути решения можно найти всегда.
Ваге Ованнисян
«Группа альтернативные проекты»