«Бархатная революция» 2018 года поистине историческое событие для Армении. Оно войдёт в историю в одном ряду с такими важными историческими событиями за последние 100 лет как получение Арменией государственной независимости в 1918г., советизация Армении в 1920г., получение государственной независимости в 1991г. Её историческое значение заключается в том, что это окончание предыстории становления последней армянской государственности и начало эры развития Армении на благо её граждан и всего мирового армянства. Конечно, произошедшее по форме скорее подходит под определение смены власти, поскольку оно произошло в рамках действующей конституции и законов, однако содержательно это событие, безусловно, является революционным.
В нашей стране произошло, на мой взгляд, совершенно невероятное событие. В государстве, в котором за 27 постсоветских лет так и не сформировалась эффективная политическая система и структурированное гражданское общество — этому гражданскому обществу, в первых рядах которого находилась молодёжь, удалось нанести смертельный удар существующей в стране насквозь коррумпированной криминально-олигархической системе власти. Системе власти, которая неотвратимо вела Армению к экономическому краху и потере государственности.
Под давлением протестующих 23 апреля подал в отставку премьер-министр Серж Саргсян, 8 мая НС избрало в качестве премьер-министра народного лидера Никола Пашиняна, а 7 июня 2018г. парламентом была принята программа правительства и, таким образом, фактически произошла смена правящей элиты в исполнительной ветви власти. Теперь очередь за двумя другими ветвями власти — законодательной и судебной. Законодательная власть должна быть обновлена путём проведения внеочередных выборов в НС. О намерении их провести уже объявило правительство. В отношении обновления судебной ветви власти всё обстоит намного сложнее, поскольку Высший судебный совет, который по конституции фактически решает, в частности, вопрос о прекращении полномочий судей, наполовину формируется самими судьями, а вторая половина формируется 3/5 голосов депутатов НС. Проблема в том, что, как я считаю, без замены судейского корпуса, за небольшим исключением, невозможно обойтись. Здесь критерием адекватности судей своим должностям должно быть отсутствие в их судебной практике явно неправосудных решений. Лично я столкнулся с подобным решением суда в рамках банального гражданского дела в моём конфликте с кондоминиумом. Суд под председательством судьи Карине Петросян, в нарушение закона, учёл исключительно доводы противной стороны, проигнорировав мои доводы, и это явно отражено в судебном решении.
После проведения внеочередных выборов и ожидаемого получения большинства в парламенте появится также принципиальная возможность обновления ряда независимых институтов власти, регулирующих отдельные вопросы, поскольку это связано с наличием в НС большинства в 3/5 голосов. Речь идёт о Высшем судебном совете, Избирательной комиссии, Генеральном прокуроре, Аудиторской палате, Председателе ЦБ, Защитнике прав человека и Комиссии по телевидению и радио.
Я верил, что смена правящей элиты и соответственно изменение вектора развития республики когда-нибудь произойдет. Однако после принятия последней конституции уже не надеялся, что это может произойти при моей жизни (мне 77 лет). Конечно, смена правящей элиты в исполнительной ветви власти стала возможной с использованием современных коммуникационных технологий. Тем не менее, главным являлась единая воля нескольких десятков тысяч молодых людей, желающих сделать своё государство сильным, конкурентоспособным на мировой арене, а свою жизнь обеспеченной. И это их желание встретилось с гражданским мужеством и управленческим талантом депутата НС Никола Пашиняна. Под его руководством использовались современные сетевые организационные технологии при проведении митингов, демонстраций и актов гражданского неповиновения, адекватные, всем понятные, лозунги. И этому не смогла противостоять правоохранительная система полицейского государства численностью в 22000 человек.
И здесь я хочу отметить также положительную роль бывшего президента, несостоявшегося премьер-министра, лидера криминально-олигархической системы Сержа Саргсяна. Он вовремя осознал свой проигрыш, не пошёл на введение военного положения, использование армии, расстрел демонстрантов, как это сделал его предшественник на посту президента Роберт Кочарян в борьбе за власть. И это должно быть ему зачтено во время будущего суда над ним за коррупционные преступления.
Совершенно очевидно, что непосредственной целью «бархатной революции» с последующим проведением необходимых системных реформ может быть только смена всей правящей политической элиты, а не отдельных личностей. Этой смены правящей элиты ни разу не удалось совершить за 27 лет существования независимой Армении с помощью механизма выборов. И потому гражданам пришлось прибегнуть к революционным методам.
Каким я вижу дальнейшее развитие политического процесса? Я вижу два возможных сценария: один сценарий – это проведение как можно скорее внеочередных выборов в НС для получения большинства в нём на волне позитивных ожиданий людей, второй сценарий – это содержательная активная работа правительства в рамках компетенции исполнительной власти по декриминализации системы управления с получением первых реальных, осязаемых социально-экономических результатов в краткосрочной перспективе с последующим проведением выборов. Первый сценарий позволил бы быстро получить большинство в парламенте и опираясь на него непосредственно приступить к проведению необходимых системных законодательных реформ, включая и изменение конституции, написанной под увековечивание власти существовавшей криминально-олигархической элиты. Вначале Пашинян, как будто, склонялся к первому сценарию, объявив, что собирается организовать проведение внеочередных выборов в течение двух месяцев. Сейчас, на фоне первых успехов нового правительства по борьбе с коррупцией, а также на фоне эрозии фракции Республиканской партии в НС, которая уже утратила своё абсолютное большинство в парламенте, Пашинян, как видно, склоняется ко второму сценарию, объявив, что планирует проведение внеочередных выборов в течение года.
Для меня ясно, что политические попутчики нынешней власти не могут являться устойчивой опорой правительства Пашиняна в НС, поскольку и партии «Дашнакцутюн», и партия «Процветающая Армения» в разное время входили в коалицию с РПА, то есть являлись активными сторонниками существовавшей криминально-олигархической системы власти и соответственно являлись её выгодополучателями наряду с РПА. Правда партия «Процветающая Армения» в последние годы не входила в правительство, а играла роль псевдооппозиции, но это принципиально не меняет дела.
Как бы то ни было «бархатная революция» 2018 года – это исторический шанс для Армении сохранить свою государственность, обеспечить в перспективе благополучную жизнь для своих граждан и сохранить историческую родину для армян диаспоры. Я горжусь моими согражданами за то что, они обеспечили себе этот шанс и надеюсь, что они используют его в полной мере.
Никита Заробян
Торонто, Канада