На мой взгляд, одним из основных недостатков существующей в настоящее время системы управления является неиспользование правительством методов стратегического планирования. При этом я не считаю это ошибкой нынешней власти. В настоящее время имеет место некий переходный период от старой модели власти к новой, решаются давно назревшие и годами не решаемые вопросы. Этот переходный период завершится с проведением внеочередных парламентских выборов. Однако, тем не менее, думать о структуре правительства, которое будет сформировано по результатам предстоящих парламентских выборов, следует уже сейчас.
Программы деятельности, которые разрабатываются каждым новым правительством в соответствии с требованием Конституции, не являются, ни по сути, ни по охватываемому промежутку времени, стратегическими планами даже в первом приближении. Это политические документы. Как правило, это просто взаимно не увязанный набор благих пожеланий отдельных министерств и ведомств, к формулированию которых, к тому же, вновь избранный премьер-министр и другие члены правительства, ещё не вошедшие в курс дела, фактически не имеют полноценного отношения.
Исполнительная власть (правительство) не имеет своего центра стратегического планирования развития страны. Министерство экономического развития и инвестиций фактически на сегодня таковым не является, ибо занимается только лишь вопросами экономического развития, да и то, в лучшем случае, в трёхлетней перспективе. Однако многие важные инфраструктурные проекты требуют для своей реализации более трёх лет. Например, реализация проекта сооружения подземного канала Арпа-Севан, заняла 20 лет, строительство Армянской атомной электростанции – 15 лет. И это не считая длительной трудоёмкой подготовительной работы. Управляющие республикой чиновники в основном занимаются решением текущих (тактических) вопросов.
Полагаю, что для эффективного управления государством в основу работы правительства должен быть положен Единый долгосрочный стратегический план развития Армении (ЕСПРА), который должен содержать цели и комплекс взаимосвязанных мер по их достижению с привязкой к реальной ресурсной базе и международной конъюнктуре. И должен быть создан соответствующий государственный орган — Центр стратегического планирования (ЦСП), отвечающий за разработку, ведение, мониторинг и обеспечение соответствия действующему ЕСПРА всех ведомственных планов, а также заключаемых международных соглашений. ЕСПРА должен быть достаточно гибким и учитывать изменение внутренней и внешней среды, отражаемое в каждой новой программе правительства после каждых парламентских выборов.
Разработка долгосрочного стратегического плана развития, вовлечение в коммерческий оборот на этой основе всех имеющихся и могущих быть привлечёнными ресурсов, включая ресурсы диаспоры, позволит получить социально значимые результаты при минимальных затратах средств и в минимальные сроки. При этом достижение целей ЕСПРА предполагает формирование новой философии самосознания армянского общества, основанной на ценностях, позволяющих сформировать рациональную внутреннюю среду и эффективно взаимодействовать с внешним миром.
В отсутствие тщательно проработанного единого стратегического плана развития, ориентированного на достижение глобальных национальных целей, траты ресурсов на частные программы ведут в лучшем случае к достижению локальных целей, часто в ущерб глобальным, и в целом однозначно ведут к неэффективному использованию средств, неоправданному увеличению государственного долга.
Принципиально важно, чтобы предлагаемый ЦСП имел высокий статус и занимался бы на государственном уровне исключительно стратегией развития страны. Ему должны быть созданы все необходимые условия для работы, а его основные сотрудники должны быть социально защищены, учитывая ключевое значение вклада упомянутой структуры в эффективность работы государства. Организовать ЦСП можно в рамках действующей конституции.
ЦСП не должен находиться в составе (подчинении) какого-либо отраслевого министерства, ибо первой задачей решаемой в рамках стратегического плана должно быть реформирование самой власти, в первую очередь исполнительной власти, как инструмента преобразований, направленных на развитие. Существующие органы государственной и местной власти имеют фактически свои корпоративные интересы, не во всём совпадающие с целями общества, и потому не способны сами себя реформировать в интересах общества. Учитывая это, целесообразно упомянутый государственный орган иметь вне организационной структуры правительства, в непосредственном прямом подчинении премьер-министра.
Стратегия развития государства — это, в моём понимании, главное, чем должен заниматься премьер-министр. ЕСПРА должен стать основным инструментом в его руках, который позволит ему:
- представить свои предвыборные обещания в контексте общего вектора развития страны;
- обеспечить необходимую программную преемственность власти;
- обеспечить большую стабильность государственной власти за счёт перехода от конъюнктурно-политического принципа формирования правительства к программно-политическому, т.е. к формированию правительства под выполнение единой долгосрочной государственной стратегической программы развития страны;
- поднять эффективность работы госаппарата за счёт более слаженной его деятельности, направленной на выполнение единого стратегического плана развития;
- улучшить инвестиционный климат за счёт большей предсказуемости для инвесторов долгосрочной социально-экономической политики государства;
- сделать деятельность властей для общества более прозрачной и понятной;
- позволит, при необходимости, обоснованно поставить в будущем перед донорами вопрос о реструктуризации государственного внешнего долга (эта необходимость может возникнуть уже через 2 года при обслуживании внешнего долга);
- явится базой для консолидации политических сил — политической опоры власти;
- будет способствовать консолидации общества и большей политической стабильности за счёт того, что ЕСПРА станет объединяющей идеей.
ЕСПРА должен быть принят НС в качестве закона. Должен быть также принят закон, регламентирующий деятельность ЦСП.
С аналогичным предложением я, в конце 2001 года, письменно обратился к президенту Роберту Кочаряну. Меня дважды принял по этому вопросу заместитель руководителя аппарата президента. Однако моё предложение так и не было принято. Мне было разъяснено, что правительство уже разрабатывает стратегическую программу борьбы с бедностью на 2003-2015 годы и это посчитали достаточным для стратегического планирования развития государства.
Никита Заробян,
Торонто-Ереван
Наряду с ЦСП считаю необходимым создать и ЦИИС (Центр Исторических ИСследований). Почему? Потому что все проблемы современности имеют своим началом, если хотите, корнем, исторические проблемы, так или иначе нерешенные. Пример. Швеция. Самый высокий уровень жизни и социального обеспечения. Почему? Потому что, ведя на протяжении многих-многих лет завоевательные войны и поняв, что так не построишь сильное государство для своих граждан, шведы отказались от завоеваний и даже добровольно уступили России территории, где в настоящее время стоит Санкт-Петербург и его область. Вместо этого они начали развивать все области жизни на территории, исконно принадлежащей им и добились самого высокого уровня демократии и жизни в своей стране. Другой пример. Россия. Едва появившись на карте, ее правители, следуя программе завоеваний всего вокруг себя, сумели-таки завоевать огромные территории вплоть до Тихого океана, где русских исподволь не было. Тенденция, и это не секрет, сохраняется по сие время. Результат? Вы его видите сами. В первом случае ошибки прошлого были исправлены, во втором случае они продолжают уничтожать последние остатки человеколюбия. Если не само государство. Нам необходимо провести детальный анализ ошибок прошлого, устранить их в настоящем, чтобы мощный поток энергии вынес нас в будущее.