Много лет назад один из моих американских коллег приехал в Германию: он должен был прочитать доклад об искусственном фотосинтезе. После выступления реакция аудитории была слабой, вопросов – мало. Мой друг был сильно огорчен, поскольку так называемых feedback-ов (откликов, мнений) было не очень много.
Для нас – западных ученых и людей в целом эти feedback-и крайне важны. Мы считаем, что мнение о нас и о нашем деле, в первую очередь, является здоровой критикой и, в первую очередь, полезной для нас. Это помогает человеку развиваться и совершенствоваться. И для того, чтобы любая система работала эффективно, крайне важно, чтобы в контексте обратной связи имел место регулярный контроль за разными звеньям системы.
После революции множество сфер государственного управления и общественной жизни потерпели изменения. К сожалению, Министерство иностранных дел, в целом, так и осталось в «старой Армении». Это важное ведомство на протяжении десятилетий пользовалось «широкой автономией» в составе правительства, и это не должно быть так. Речь, в частности, идет о послах Армении. Требования властей и МИД в отношении послов необходимо существенно увеличить, и они должны быть подотчетны за сделанную и несделанную работу. Более того, в стране с парламентским управлением в деле назначения послов серьезную роль должна играть соответствующая комиссия НС, о чем сказал один из депутатов. До назначения послов в комиссии необходимо организовать слушания, и депутаты должны детально расспросить кандидатов на пост послов (как это происходит в США). Более того, кандидаты должны представить свою программу, то, что они собираются делать в случае назначения.
Несколько месяцев назад я уже писал, что стиль работы послов нуждается в изменении. На протяжении лет общественное восприятие было таким, что наши послы назначались любительском уровне исходя из политических соображений, это были люди, которые сквозь пальцы смотрели на свою миссию. Более того, они далеко от глаз живут разгульной жизнью, имеют собственное дело (я, конечно, прошу прощения у честных, порядочных и профессиональных послов, речь не о них).
В этой Армении подобные послы не имеют места. Послы новой Армении должны осознавать важность своей миссии и заниматься лишь своими дипломатическими обязанностями. Более того, все послы должны представлять общественный отчет о своей деятельности. Кроме политических-геополитических-дипломатических вопросов послам необходимо обеспечить развитие в двусторонних бизнес связях. Послам необходимо обеспечить прогресс в деле инвестиций, туризма, инновационным, сельскохозяйственным и другим связям, и, как я уже отметил, необходимо представлять отчет, чтобы составить представление, кто из них работает, а кто чувствует себя в отпуске.
Спустя 9 месяцев после революции мы не видим инициативной внешней политики. Необходимо расширить географию связей с другими странами – необходимы новые страны и новые связи. Тогда как мы видим, что географическое распределение наших дипломатических миссий, как минимум, является странным. После блестящего саммита франкофонии мы с удивлением замечаем, что Армения не имеет посольства ни в одной из африканских стран (не считая Египет). Это просто смешно. У нас нет посольств в таких важных странах как Австралия, Южная Корея и Израиль. В свое время, когда в израильском Кнессете обсуждался вопрос признания Геноцида армян, некоторые армянские «эксперты» отмечали, что в деле признания более существенную роль должна играть армянская диаспора. Несомненно, армянская община может быть полезной, однако намного эффективнее было бы, если бы у нас появилось посольство в этой стране (кстати, министр Мнацаканян в интервью израильской газете «Маарив» сообщил, что скоро совершит визит в Израиль и обсудит этот и другие вопросы. Надеемся, скоро будут хорошие новости).
На днях в одной из комиссий кандидат в председатели говорил, что диаспора может помочь нам в деле европейской интеграции. Возникает вопрос: а зачем государство в эти страны отправило свыше десятка послов? Подведя итог, хочу еще раз отметить, что посольства должны работать намного активнее: нужно открыть новые посольства и закрыть некоторые действующие (речь о посольствах, необходимость в которых мы не очень чувствуем). Мы нуждаемся в посольствах, которые шагают в ногу со временем. Мы нуждаемся в посольствах, которые сосредоточенно выполняют свои прямые обязанности. Наши послы должны назначаться по предложению МИД, однако после детальных слушаний в Национальном Собрании. Наши послы должны представлять отчет о той части своей деятельности, которую можно придать гласности. Власть, экспертные круги должны выразить мнение о проделанной послом работе, и, исходя из оценки, решать целесообразность дальнейшей его работы на этой должности.
Доктор Артур Лазарян
Франкфурт-на-Майне, Германия