Адвокат Тигран Егорян на своей странице в Фейсбуке пишет:
Все более углубляющийся с каждым днем кризис Конституционного Суда и проявления в связи с этим правоведческого элитизма, которые явно подрывают стандарты, принципы и цели, установленные Конституцией
В основе процесса должны быть четко отделены и сохранены несколько важных моментов:
Особенность этого кризиса кроется в том, что он не может быть разрешен ни одним стандартным и ограниченным набором инструментов, установленных в результате разлагающей государственной деятельности прежних антидемократических властей, участниками которой были суды, Конституционный суд и отдельные должностные лица.
Читайте также
Это похоже на ситуацию, когда пациенту не могут помочь с помощью обычных общепринятых антибиотиков, и возникает необходимость обращения к запасной группе антибиотиков, используемых в экстремальных ситуациях, когда имеется высокий риск и вероятность того, что при проявлении конкретного вида заболевания, те штаммы бактерий, с которым следует бороться, устойчивы к другим антибиотикам.
Стандартные законодательные решения не всегда предназначены или предусмотрены в качестве эффективных средств борьбы с такими серьезными и глубокими проблемами (это как раз тот случай, когда Конституционный суд и действующие от его имени лица в связи со спором в их отношении обращаются к защите, и совершают это, насилуя Конституцию и конституционность). Следует отметить, что Конституционный суд не имеет ad hoc и других инструментов, которые позволили бы в таких ситуациях разрешать кризисы стандартными решениями.
Следовательно, существует необходимость обратиться к народу, носителю власти, что, в свою очередь, является крайней мерой, и к которой следует прибегать, когда все другие возможные конституционные средства правовой защиты исчерпаны. (Я намеренно не упоминаю узкоспециальные законодательные средства, поскольку конституционные, правовые средства могут быть более широкими, чем только законодательные процедуры, как в данном случае). Однако сейчас у нас есть абсолютно легитимное Национальное собрание, которое по Конституции является представительством народа и сейчас обязано предпринять все допустимые и эффективные шаги для урегулирования кризиса.
Теперь об окольных путях, которые, несмотря на всю критику, тем не менее, были предприняты.
Речь идет о печально известной инициативе, которая была проведена под ответственностью некоторых, а также и о лежащей в ее основе идеологии. И это скармливается под видом вульгарного легистского элитизма, из-за чего государства сталкивалось с неприятностями в течение последних 15-20 лет, и даже сейчас. Каковы были основные цели?
- Нейтрализовать вопрос члена-судьи; создать такой процесс, в котором ключевые акценты теряют свою силу или ослабевают;
• Гарантировать неприкосновенность Конституционного Суда, придав Конституционному Суду такой статус, когда даже его неконституционная деятельность неподсудна для других ветвей демократической власти. По сути, это своего рода абсолютная индульгенция, которая, согласно логике, должна обслуживать совершенно иные направления, нежели входящие в цели конституционного судьи;
• По возможности отстранить Национальное собрание от этих ключевых вопросов и направить его на отдельных лиц, что создаст совершенно другую ситуацию, поставив под угрозу и ослабив полностью легитимную повестку дня, сложившуюся в результате кризиса в КС.
И все это делалось под различными замаскированными и антигосударственными побуждениями, а здоровые вопросы и оппозиция подавлялись проявлениями вышеупомянутого вульгарного легизма и правового элитизма, не чураясь почти практически ничем. Все это было тот путь, который должен был привести наше государство к тупику, выбраться из которого будет очень трудно, если не невозможно. Более того, это также предпринималось с манипулятивными угрозами на возможные негативные отклики со стороны международных организаций. Я еще обращусь отдельно к этому вопросу, рассмотрев все действия и бездеятельность, которые неизбежно приводят к подобным последствиям, которые, я не исключаю, являются следствием [личной] неопытности и неопытности в работе с международными партнерами и инструментарием. Но группой лиц в этом направлении велась очень тщательная и основательная работа, чье непонимание или неумение видеть также является серьезным упущением и проблемой для государства.
Теперь об одном из самых важных вопросов: кризис КС – это не вопрос межличностных отношений или исключительно внутренний вопрос КС, в который никто или какой-либо орган не может и не должен вмешиваться. Причем, эту линию я заметил еще летом, когда, вопреки заявлениям премьер-министра и другим политическим заявлениям и позициям, последовательно формировалась идеология недопустимости вмешательства в вопросы Конституционного суда.
Действия Национального Собрания, направленные на разрешение кризиса в КС, это не вмешательство во внутренний вопрос Конституционного Суда, а ответственность легитимного представительного органа народа в той ситуации, когда в сложившихся обстоятельствах Конституционный Суд не в состоянии решить существующую проблему, выйдя в результате за пределы сферы Конституции.
Для некоторых людей эта паника имеет гораздо более глубокие причины, которые, я уверен, скоро будут раскрыты. Однако крайне важно не отклоняться от повестки по урегулированию кризиса в КС и не поддаваться на попытки различного манипулятивного воздействия.
Также важно не поддаваться на заблуждение относительно того, что миссия по вынесению суждений по данному вопросу принадлежит только так называемым «юристам». Национальное собрание является тем легитимным представителем народа, который может и должен дать как юридическую, так и политическую оценку этого вопроса, на основе которой будут предприняты другие действия, направленные на решение этого вопроса.
https://www.facebook.com/tigran.yegoryan.9/posts/3054964571198955