Спустя более столетия после Геноцида армян Палата представителей США 29 октября подавляющим большинством голосов приняла Резолюцию о признании и осуждении Геноцида армян. Нижняя палата Конгресса приняла исторический документ № 296 в соотношении голосов 405 «за» и 11 «против».
Реакция армянского общества, однако, не была столь бурной и восторженной как раньше. Она была скромной и умеренной. Средства массовой информации и социальные сети не наводнили праздничные передачи, полные признательных восклицаний и оваций. Были, конечно, позитивные публикации, благодарственные слова, в том числе от главы государства и министра иностранных дел. Но реакция прессы и общества была сдержанной и уравновешенной.
И экспертные круги, и сама общественность в целом понимали суть и дали свою оценку, что, несмотря на важность признания (фактически, повторного подтверждения) нашей исторической трагедии законодательной палатой мировой сверхдержавы номер один, тем не менее, принятие данной резолюции, несмотря на патетические речи конгрессменов в ходе заседания, весьма косвенно соприкасается с гуманизмом, восстановлением справедливости и утверждением исторической правды, вновь используется лишь в качестве «инструмента» в международных отношениях для обслуживания собственных политических и геополитических интересов. В очередной раз трагедия нашего народа была использована в качестве «разменной монеты» для решения политических задач других. Это, конечно, не может вызывать восхищения или восторга. Мы осознали это уже и как государство, и как политически зрелое общество, много чего испытавшего за последние тридцать лет.
Однако понимать и смотреть на реалии без розовых очков, я думаю, это лишь полдела. Это необходимое, но не достаточное условие. В этой сфере вслед за пониманием и восприятием должны последовать новые подходы и новые тактики, как то: глубокое осознание и учет политических и геополитических интересов других, сопоставление и соотнесение с интересами и целями своего государства и народа, разработка стратегии и концепции для решения собственных целей и задач, взвешенная, основанная на расчете и последовательная реализация шагов и действий. В политике иллюзии разрушительны, эмоциональность и чрезмерный пафос – мешающие качества. Необходимо работать, работать последовательно и постоянно, готовиться и быть готовым при удобном случае представить свои соотносящиеся заявки, в плане преследования своих собственных государственных и национальных интересов.
Читайте также
Принятие резолюции, конечно, является результатом благоприятных международных политических событий. Но смогли бы мы заполучить столь такой насыщенный и емкий в содержательном плане документ без последовательной и скоординированной работы армянских организаций в Америке, без проведения ими продолжительных обсуждений, разработок и согласований документа в течение десятилетий?
Нам крайне неприятно и крайне больно признавать тот факт, что проблема Геноцида армян больше не является нашим вопросом, он давно вышел из-под нашего контроля и сферы влияния. Великая трагедия нашего народа давно превратилась в «разменную монету», своеобразный «инструмент» в международных делах для обслуживания собственных политических интересов, и факт заключается в том, что мы больше не оказываем существенного влияния на эти процессы…
Но на самом ли деле не оказываем вообще?..
Что дают признания: историческое и политическое значение принятых документов
Первым впечатлением от вышесказанного может быть то, что у армянского государства во всем этом нет никаких дел из-за довольно небольшого его влияния на международные политические процессы. С другой стороны, сфера влияния армянских лоббистских организаций ограничена национальными и государственными интересами данной страны.
Следующее умозаключение в том, что процесс признания Геноцида армян различными странами с середины прошлого века фактически не принес никакой ощутимой пользы, ограничился в основном документами декларативного характера и не был целенаправленным. Между тем Турция успешно проводит свою политику отрицания Геноцида, которая продолжается уже несколько десятилетий.
В этих высказываниях, конечно, имеется доля истины, но это,отнюдь, не совсем так.
На самом деле документы (резолюции, решения, законы) многих стран, признающие и осуждающие Геноцид армян, являются чрезвычайно важными международно-правовыми актами. В этом отношении они являются важным политическим и международным дипломатическим инструментом в руках нашего государства и армянской диаспоры, как для продолжения процесса признания Геноцида армян, для подтверждения данного исторического факта, так и для осуществления политики против отрицания Турции своих деяний.
Прежде всего, это четкие правовые и политические оценки государств в отношении событий, и эти оценки являются неотъемлемой частью международного права (включая международное гуманитарное право).
Во-вторых, в этих документах есть немало таких, которые имеют правовой статус закона или решения. И это те акты, которые имеют обязательную юридическую силу и последствия для данного государства, и которые в императивном порядке принуждают правительства этих стран осуществлять политику (говорить и действовать) в соответствии с принципами, нормами и положениями, закрепленными в документе.
В-третьих, каждое государство, признавшее и осудившее Геноцид армян, сужает границы агрессивной политики отрицания Турции в международном пространстве, не позволяя ей по всему миру своевольно предпринимать шаги по отрицанию и опровержению геноцида. В этом отношении наивысшим уровнем действия закона является, конечно же, криминализация отрицания геноцида, чего добились евреи и чего должны достичь мы, если действительно хотим добиться международного признания Геноцида (в том числе Турцией).
В обязательном порядке отмечу, что неудачи или неблагоприятные процессы в этом отношении в последние годы никогда и ни в коем случае не должны лишать нас надежд и удерживать от продолжительний, последовательной и адресной работы в этом направлении. Я имею в виду, в частности, вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 17 декабря 2013 года по делу «Перинчек против Швейцарии», согласно которому отрицание Геноцида армян турецким националистом было истолковано как проявление “свободы слова”.
Еще одним прегрешением против реальной справедливости стал вердикт Конституционного совета Франции – объявить неконституционным законодательное положение о криминализации отрицания геноцида.
Путь к восстановлению исторической справедливости полон препятствий и трудностей. Но мы должны пройти этот путь и последовательно добиться того, чтобы любая попытка опровергнуть и отрицать Геноцид армян удостаивалась соответственной политической, правовой и моральной оценки. Постановление ЕСПЧ, как минимум, не является справедливостью и, разумеется, не имеет ничего общего с правами человека. Трудно представить подобный итог в любом уголке мира в случае отрицания еврейского Холокоста.
И, наконец, в-четвертых, положения, отраженные в резолюциях и решениях о фактах Геноцида армян, относительно поощрения мероприятий по просвещению, информированию общественности, имеют первостепенное значение для установления исторической правды в разных странах, сохранения исторической памяти, обучения молодых людей историческим фактам и формирования реалистичныхпредставлений. Эти закрепленные положения напрямую создают возможность не только беспрепятственно и широко освещать на территории данного государства исторические факты, свободно говорить о них, организовывать мероприятия, выставки, публикации и прочее, но и предпринимать эффективные меры для включения исторических фактов Геноцида армян в учебные программы государств.
Таким образом, стоит отметить, что более восьми десятков документов о признании и осуждении Геноцида армян, принятых более чем тридцатью пятью государствами и семью международными организациями, приобретают свое историческое и политико-правовое значение и имеют (могут иметь) ощутимое влияние только в том случае, если они выполняются на должном уровне и целенаправленно претворяются в жизнь. По сути, они являются международными политическими и правовыми инструментами, результаты которых зависят от их правильного и целенаправленного применения. И именно здесь многое предстоит сделать и нашему государству, как полноправному субъекту международного права, и нашим диаспоральным общинам через свои структуры и организации, как полноправным гражданам и политическим игрокам данных государств.
Рамки правового и политического воздействия принятой резолюции
Следует отметить, что документ, принятый Палатой представителей США, является Резолюцией. Она, в отличие от закона или решения, не имеет императивной силы или содержания для исполнения, не порождает требования или обязательства к действию. Однако этот важный сам по себе акт является очень четкой и бесспорной политико-правовой позицией законодательного органа а именно — нижней палаты Конгресса США в отношении Геноцида армян, и может и должен полностью и целенаправленно претворяться в жизнь.
Это означает, что акт, в качестве очень четкой и определенной позиции представительского органа США, может стать основой для политических выступлений о Геноциде армян, публицистики, публичных мероприятий и других видов общественно-политической деятельности. Все это открывает огромное поле для широкой и активной деятельности многих людей и организаций, заинтересованных в признании Геноцида армян и информирования об исторических реалиях. Для проведения подобных мероприятий и акций нет каких-либо юридических препятствий на любом государственном уровне – штата, города или района.
Резолюция позволяет дружественным нам должностным лицам, работающим на различных государственных уровнях, более свободно и раскованно осуществлять свою поддержку Армении и армянам и принимать проармянские решения. Несомненно, этот документ является хорошим инструментом также и в борьбе с турецким отрицанием.
Содержание и возможности документа
Принятый Палатой представителей документ, будучи Резолюцией и, имея, по сути, декларативное значение, тем не менее, имеет довольно интересное и емкое содержание.
- Прежде всего, в отличие от многих других стран, в подобных документах которых датой осуществления Геноцида армян отмечается в основном 1915 год, в этой Резолюции четко указаны сроки осуществления Геноцида (1915-23 гг.), чем и констатируется факт длительного, последовательного и целенаправленного преступления, что прямо подтверждает его запланированный и организованный характер.
- В том же предложении указано осуществление Геноцида в этот период со стороны Османской империи. Это важный международный правовой документ, который ставит под сомнение юридически-договорные отношения 1921 года кемалистской Турции, как международно признанного субъекта (государства), с Россией (Московский, Карский договоры и т.д.).
- Ссылка в Резолюции на историческое прошлое США по «спасению христиан, переживших геноцид» указывает на четкую национально-религиозную направленность преступления, которое десятилетиями опровергала Турция в рамках своей политики отрицания, описывая «события» как «совместную трагедию», произошедшую во время Первой мировой войны.
- Важной в Резолюции является констатация факта официального признания Геноцида армян со стороны правительства США, а также заявление президента Р. Рейгана 22 апреля 1981 года и принятые Конгрессом США Резолюции от 1975 и 1984 гг. о признании Геноцида армян. Это, по сути, подтверждает, что США официально и полностью уже признавали факт Геноцида и со стороны правительства государства, и Президента, и парламента.
- В документе говорится о создании в годы преступления благотворительной организации при поддержке президента Вудро Вильсона, которая в 1915-30 гг. собрала пожертвований примерно на 116 млн. долларов. Отмечено, что эта сумма сейчас составляет примерно 2,5 миллиарда долларов США. Это важная констатация и может иметь практическое правовое применение в плане оценки, расчета имущества и денежных средств армян, лишившихся их в результате Геноцида, отраженных в нынешних расценках. Такой процесс по необходимости состоялся во время обсуждения коллективного иска правопреемников жертв геноцида против страховой компании “Нью Йорк Лайф Иншуранс” (NewYork Life Insurance Co.). В этом судебном споре суд Лос-Анджелеса в 2005 году удовлетворил иск и обязал страховую компанию выплатить 20 миллионов долларов в качестве компенсации по 2300 страховым полисам. Соответственно, оценка стоимостного выражения утраченных денежных средств проводилась по более низкому расчетному коэффициенту, чем в приведенной в резолюции формуле, что также придает ценность формулировке по обсуждаемому предмету.
- Наконец, в Резолюции говорится о том, что Рафаэль Лемкин при определении термина «геноцид» и при работе над проектом Конвенции ООН “О предупреждении и наказании преступления геноцида”, в качестве примера и основополагающих событий провел параллели между Геноцидом армян и еврейским Холокостом.
- В резолюции делается важная ссылка на закон 2018 года– «Акт Эли Визеля о предотвращении геноцида и зверств», по которому национальный интерес СШАустанавливается в следующем контексте, что «политика США заключается в реализации общегосударственной стратегии США по выявлению, предотвращению и реагированию на возможность зверств путем усиления дипломатического реагирования и эффективного использования иностранной помощи для поддержки соответствующих мер правосудия переходного периода, включая уголовную ответственностьза прошлые зверства». По сути, процессы признания и осуждения Геноцида армян напрямую связаны в этих вопросах с официальной политикой и стратегией США, что закреплено в законе и имеет обязательную силу для правительства США. Это положение может предоставить большие возможности для обращения за консультациями и профессиональной помощью к Соединенным Штатам при подготовке пакета международно-правовых требований.
- В резолюции прямо констатируется обязательство Соединенных Штатов отвергать участие в каком-либо процессе или вовлечение в мероприятия по отрицанию Геноцида армян, а также поощрять все формы просвещений или общественного информирования о Геноциде. О важности последнего уже упоминалось выше.
Историческая и политическая значимость резолюции
Бесспорно, столь насыщенный по содержанию и с адресными посылами документ имеет очень важное историко-политическое значение. Во-первых, речь идет о дополнении и обогащении около восьми десятков аналогичных актов, принятых с середины прошлого века и по сегодняшний день. Принятие резолюции представительским органом крупнейшей в мире сверхдержавы, как политический акт, является важным сигналом в этом вопросе и, несомненно, придает новый импульс процессу международного признания Геноцида армян. Его можно в полной мере использовать в качестве инструмента международной политики на многих политических и дипломатических площадках.
Роль армянских лоббистских организаций США
Уже было отмечено, что содержание документа насыщенное, емкое, и, по сути, с целевыми формулировками. Документ прошел долгий и трудный путь обсуждений (в том числе с конгрессменами, сенаторами, представителями правительства), доработок, согласований на протяжении лет. Отшлифовано множество формулировок, указана прямая связь с историей Америки, опираясь на роль, влияние, осуществляемую политическую, дипломатическую и гуманитарную деятельность Соединенных Штатов в тот трагический период времени. В документе напрямую подчеркнуты многочисленные факты признания Геноцида армян правительством и парламентом США уже после Геноцида, что сделало резолюцию реально понятной и воспринимаемой для американской политической элиты.
Факт принятия документа с подобным насыщенным содержанием и целевыми формулировками,несомненно, свидетельствует о последовательной и скоординированной работе армянских лоббистских организаций, в частности – Армянской Ассамблеи Америки (ААА) и Армянского Национального комитета Америки (Комиссии «Ай Дата» Америки – ANCA).
Бесспорно, реальными основами принятия резолюции являются актуальные геополитические события и процессы. США всегда руководствовались и продолжат руководствоваться интересами собственного государства. Но правильно используя удобный геополитический и исторический повод, наши соотечественники из диаспоры с помощью единомышленников из Конгресса внесли на арену этот уже готовый, доработанный и полноценно отражающий интересы армянского народа документ, который был принят полностью, подавляющим большинством голосов.
Проблематика и концепт требований армянства
Я считаю, что конечная цель «Армянского вопроса» и «Требований армянства» заключается в том, чтобы Турция обратилась лицом к своему историческому прошлому, приняла и признала свое великое преступление, покаялась и, в конечном счете, осуществила всеобъемлющую и полную компенсацию армянскому народу.
Эта мысль, какой бы утопичной, нереальной или анахроничной ни казалась в настоящее время, не имеет права когда-либо покидать ни одного армянина, если он обладает памятью, национальным и личным достоинством и решил жить, развивать, строить Родину, государство. И если вопросы права (речь о международном праве, хотя его всегда порождает сила) и возможности возвращения наших исторических земель требуют глубокого и всестороннего обсуждения, то вопросы материальной (имущественной и финансовой) компенсации наследникам нашего подвернувшегося Геноциду народа весьма реальны, предметны, более того, подлежат измерению и расчету. Скорейшее инициирование обсуждений и реальных процессов по этим вопросам является императивом, а подготовка соответствующих юридических пакетов с требованием компенсации наследникам наших соотечественников, подвергшихся Геноциду и лишившихся имущества – повесткой дня.
Подготовка большого международно-правового пакета претензий Армении является центром столкновений многих обсуждений и мнений. Это действительно огромная и трудоемкая задача с труднопрогнозируемым этапом ожидаемых результатов и успеха. По данному предмету существует огромное наследие исторических, правовых и документальных материалов. В архивах различных стран и организаций имеется множество фактических данных (в том числе значительная их часть находится в Турции). Однако наши специалисты в Армении и в Диаспоре должны скорейшим образом начать этот процесс. Государство в этом вопросе должно иметь четко сформированную цель, твердую позицию и решительную инициативность.
Вместо заключения
Геополитические процессы в современном сложном, беспокойном мире и бурлящем регионе весьма многогранны и непредсказуемы. Предвидеть, быстро сориентироваться и равноценно отреагировать чрезвычайно сложно для маленькой страны, заплутавшей в своих проблемах. Реально повлиять на них представляется невозможным.
Но даже в этом случае необходимо иметь четкую стратегию и план действий по «Армянскому вопросу» и «Требованиям армянства» (признание Геноцида является очень важным, но одним из компонентов этого большого вопроса), выработать правильную тактику и предусмотреть сценарии. Нужно быть готовым в самых различных возможных ситуациях, в нужном месте и в правильный исторический момент выступить со своим иском, требованием, правовым пакетом, для последовательного отстаивания интересов своего государства и народа.
Корабль нашего государства при попутном геополитическом ветре должен отвечать развернутым большим парусом, а при обратных процессах – крепким якорем. Это единственный залог достижения цели в нынешнем штормящем океане.
Сероб АНТИНЯН
Эксперт по управлению, аналитик