Ответу председателя Национального совета телевидения и радио РА Тиграна Акобяна посольству России стоило бы придать более конкретное звучание. Исповедующий культ мягкой силы в отношении Армении дипломатический орган нанес ощутимый удар как по собственной политике, так и по российско-армянскому сотрудничеству
Казалось бы, успех российской политики отнюдь не первостепенная забота армян. На деле, однако, тысячелетние отношения «отца и сына» армян и русских несут в себе иной посыл. Каковы современные позиции сторон в деликатном и, к сожалению, недостаточно обсуждаемом вопросе взаимозависимости? Есть вполне сформированный российский подход и довольно расплывчатый армянский. Демарш Акобяна призван разрушить армянскую традицию аморфности.
В Кремле принято считать, что правом судить о российских государственных интересах обладает лишь сам «старший брат» – русские. Правда, в этом контексте категорию «русские» дозволяется расширять до «русских душой» и даже до «граждан РФ».
В этой связи можно заметить, что в России, по утверждению московской пропаганды, проживает не менее 2 миллионов армян. И большинство их них обладают местными паспортами без малейшего признака политической активности как компактной этнической группы. Но речь сейчас не об этом, а о праве и в то же время ответственности армян судить о российском государственном интересе вообще. Забота о России – священный долг всех армян, независимо от подданства и места проживания. Таков выбор армян с 860 года, когда не было еще ни святой Руси, ни собственно русских. Обе дефиниции, в своем нынешнем виде, являются плодом армянского политического решения о крещении славян-проторусских и их варяжских хозяев, иначе говоря – цивилизационной производной четырехвекового периода армянского ренессанса Восточной Римской империи.
Читайте также
Прошли века, и российское государство, вступившее в очередной «смутный», однокоренной с армянским словом “мут”, период своей истории, судя по всему готово вновь облагодетельствовать Армению и армян. Речь о пакте Ленин-Ататюрк 1921 года, который уничтожил независимую Армению, истребил и отправил в изгнание сотни тысяч армян. Со дня своего заключения омерзительный кемалистско-большевистский сговор считается краеугольным камнем государственной конструкции Российской Федерации.
Это, к сожалению, чистая правда. Современные Россия и Турция в прямом смысле построены на костях армян, а Мустафа Кемаль – «является большим другом России» (В. Путин, 20.12.2018). Спустя 20 лет после русско-турецкого пакта был заключен другой пакт. Договор Молотова-Риббентропа 1939 года, ставший причиной гибели 330 тыс. армянских мужчин и деарменизации Нахиджевана, недавно также объявлен «важной страницей российской дипломатии». И такая оценка тоже чистая правда.
Дамокловы мечи обоих пактов сейчас синхронно нависли над Арменией. Если почитание первого пакта, в отличие от советских времен, почти не навязывается армянам, то почитание второго буквально вменяется в обязанность на уровне официальной политики РФ в отношении 75-летия падения нацистской Германии. Взятый послом РФ под защиту российский кусок армянского эфира служит задаче укоренения в Армении синдрома почитания своих палачей – Ленина и Сталина.
Однако, прежние «смутные» времена существенно отличаются от нынешнего кризиса в гигантской стране. Сейчас России придется иметь дело с армянской государственностью. Каково качество армянской государственности и может ли она оградить наши народы от бед в этот неопределенный и противоречивый период?
Большой друг армянского народа Сергей Кургинян в ток-шоу «Вечер с Соловьевым» высказался по этой проблеме следующим образом. Процитируем почти дословно: «Все советские нации обрели свой квазигосударственный статус благодаря Советской империи, и вне империи по очереди его потеряют. Из 14 республик только, пожалуй, у Армении есть некий исторический бэкграунд по части государственности, да и то, для его закрепления, ясное дело, 70-ти лет было недостаточно».
Применение выражений «пожалуй» и «некий» к народу, построившему две империи – Тиграна Великого и Восточную Римскую (в европейском варианте Византию — ред.), заложившему основу еще двух – российской и османской, создавшему в современной терминологии «национальные» государства на Армянском нагорье, в Междуречье, а затем и в Восточном Средиземноморье, можно приписать сыновнему, если не сказать – «эдипову» комплексу многих в отношении армян. Гораздо серьезнее другой тезис Кургиняна – о недостаточности 70 лет.
Жизнеспособности народа, ставшего объектом методичного истребления со стороны французов, англичан, османов, русских, немцев, взявшего свое начало в 1204 году с падения армянского Константинополя – вопрос отнюдь не праздный. Даже в условиях резервации подобное выживание проблематично. Резервацией для армян по условиям Лозаннского договора 1923 года стало 70-летнее пребывание в Армянской ССР, иначе говоря – на крохотном осколке Родины под сенью отторгнутого Арарата в составе Государства российского. Часть выживших после геноцида групп упомянутые нации приговорили к «глобальному» рассеиванию как можно дальше от византийского и мецайкского ареала государственности. К списку благодетелей можно добавить и правительство США того времени, которое начертило карту обширной Вильсоновской Армении, однако позже присоединилось к лозаннскому клубу.
Таков почти восьмивековой раствор исторического пространства и на удивление неизменный костяк акторов, с которым мы сейчас имеем дело в случае развернувшегося за армянский «эфир» сражения. Глава Национального совета телевидения и радио, изгоняющий ухарей-чужаков из государственного телевизионного мультиплекса Армении, проявляет государственный подход к рубежам информационного суверенитета. Тигран молодец, и 70 лет пошли ему явно во благо. А как насчет других ответственных лиц?
Как нам кажется, было бы правильно поступить следующим образом. Один канал в армянском мультиплексе в обмен на канал в общероссийском. Одна российская FM-частота в Ереване в обмен на частоту в Москве и Сочи. Вместо одного армянского сайта, заблокированного в России по благовидному предлогу – заблокированный российский сайт или канал. Неуважительно отзывающийся об армянском Патриархе портал Sputnik-Armenia завоевал право быть первым претендентом в балансиры. Таков принцип дружественной взаимности. Мы, к примеру, не против совместного канала «Мир», да и канал “Россия-Культура” порой просто великолепен. Но все в обмен.
Подобный подход ложится на общую канву армянской заботы о российской государственности. О случившемся же в эфире частном, но крайне важном происшествии можно сказать следующее. Дорогие крестники, вступившие 1100 лет назад в христианское братство православной печатью сына армянского народа Фотия Константинопольского, просвещенные затем письменами его сородича Кирилла и тем ставшие русскими Толстого и Достоевского, будьте по возможности деликатнее.
Мутный поток низкопробной пропаганды, который течет по гостеприимным армянским государственным каналам прямо в армянские дома, размывает остатки позитивных представлений о российской государственности в Армении. Особенно, когда бог весть с чьего похмелья над потоком оказывается снискавший уважение и сочувствие российский посол. У господина Копыркина ведь достаточно достоверной информации о искренней, порой вызывающей удивление, любви армян к русским. Это – первое.
И второе: мы, армяне, заинтересованы в устойчивости российского государства. Но сделать это за счет сотрясения основ армянской не получится. Мы помним 1921 и 1941 годы. А вы помните 1988-й: обкорнанной со всех сторон Армении тогда хватило сил на многое. Не стоит упражняться с граблями. Так вы широко растворите ворота в свои пределы отнюдь не для друзей. «Постсоветский период» ушел безвозвратно, и выросло еще одно поколение армян – поколение 20-летних воинов 2016-го, наследников славы Тиграна и Василия. Следовательно, Республика Армения не сможет позволить никому роскоши самоуничтожения России. Исключительно Христа ради.
Павел ДАЛЛАКЯН, Политический обозреватель, Москва
03.02.2020г
Lragir.am