Лента новостей
Новости дня

У каждого этапа может быть свой хороший пакет, и у каждого пакета может быть свой опасный этап

07 мая,2020 21:26

Официальный Ереван не исключает проведения переговоров на основе поэтапного варианта

4 мая министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян выступил в Национальном Собрании с пространной речью на слушаниях по исполнению программы правительства, ответил на вопросы депутатов. Каковы принципы, принятые на вооружение Арменией, какова позиция Армении, как он прокомментирует упоминание министра иностранных дел России Лаврова о поэтапном решении карабахской проблемы?

Итак, каковы основные пункты выступления Зограба Мнацаканяна? «Никто не может ожидать, что Армения сделает какой-то шаг, который не сопоставим, который подразумевает уступку и который наносит ущерб нашей национальной безопасности. То, что сегодня существует на самом деле, это система безопасности и оборонительные линии», – подчеркнул Мнацаканян.

Что касается статуса, глава МИД РА уверяет, что это важнее, поскольку «наши позиции намного сильнее», а затем добавляет: «Наше участие в переговорах основывается на одном важном принципе – национальном консенсусе, согласно которому вопросы безопасности Арцаха являются приоритетными. Армения была и остается единственным гарантом безопасности, отвергает язык угроз, мы рассматриваем вопросы статуса и безопасности в таком сочетании, где мы строго придерживаемся наших приоритетов».

Хотя Пашинян отмечал, что после революции он начал вести переговоры со своей отправной точки, Мнацаканян отмечает, что в сложном карабахском процессе наши принципы приобрели четкость, исходя из ряда обстоятельств. «Этот процесс не начался в 2018 году, этот процесс начался в 1988, 1991, 1994 годах, и потом… Невозможно не учитывать всего этого. Но сегодняшняя реальность позволяет нам, исходя из ряда обстоятельств, продолжать достаточно четко работать вокруг наших основных принципов, сочетая их с другими обстоятельствами или позициями».

Мнацаканян еще раз подчеркнул, что нашей задачей является вопрос реальной экзистенциальной безопасности. «Не будет повторения апреля 2016 года, не будет 1991-1994 годов». Другими словами, можно ли считать, что официальный Ереван исключает развязывание войны с азербайджанской стороны? Это хорошо, что есть такая уверенность. Но есть ли гарантии?..

Депутат Рубен Рубинян сделал такое наблюдение: «В 2016 году президент Армении Серж Саргсян в интервью одному из российских СМИ заявил, что на столе лежит документ, который предполагает сначала передачу некоторых районов Арцаха, а затем уточнение статуса Арцаха. Правильно ли мы теперь понимаем, что этот документ и любой другой документ с аналогичным содержанием не обсуждается?»

Зограб Мнацаканян заметил, что когда они включились в этот процесс, этот вопрос, естественно, не исчез. «Для нас было чрезвычайно важно выявить все барьеры и препятствия, которые делают неприемлемым, невозможным движение в направлении, где существует несоразмерность обязательств. Мы не можем принять ситуацию, когда от нас ожидают, что мы возьмем на себя обязательство, которое будет осязаемым и конкретным, а для другой стороны – расплывчатой. Я называю это «тактикой салями», когда отрезается один кусок, и проводится работа, чтобы отрезать другой. Мы не можем идти в этом направлении, потому что это представляет собой несоразмерные обязательства. Никто не может согласиться с ситуацией, с которой вы сами не согласны, и тем более ожидать, что можно убедить общество и, прежде всего, Арцах».

Затем Мнацаканян добавил. «Мы четко говорим «да», это компромисс, и это говорит также Арцах – компромисс с сопоставимыми обязательствами, а когда сочетание обязательств непропорционально, это получает наш отклик. Это очень сложная задача, и исключено, что мы можем поступить иначе. Исключено, что мы создадим ситуацию, когда нарушится система безопасности, будь то сейчас, или со временем. Если мы не увидим эту соразмерность, вряд ли мы будем говорить о ее нюансах и прочем».

И самое главное, поэтапное или пакетное регулирование? Что отвечает Мнацаканян? «Если кто-то предполагает, что может существовать поэтапный вариант, в котором мы нарушаем пропорциональность обязательств, то это неработающая версия. Одно время был коллега, который согласился с поэтапным вариантом, если на первом этапе решается вопрос о статусе, а затем все остальные. Для нас очень важно сформировать пакетные рамки, в которой обязательства сопоставимы, пропорциональны, осязаемы и контролируемы. Это самая приоритетная задача. Я повторяю, если предполагается, что должен быть поэтапный вариант, в которой одна сторона начинает выполнять свои обязательства в большей степени и не получает соразмерных ответных шагов, в результате нарушает обязательство, подрывает свои позиции безопасности и все другие позиции в переговорах, то осуществление в подобной форме невозможно».

Данный момент попытался уточнить депутат Арман Абовян: «Фактически, мы фиксируем очень важный момент, что для армянской стороны не существенно – пакетный или поэтапный [вариант], существенным является поддержание этой соразмерности и баланса. Можно ли это констатировать подобным образом?». Мнацаканян ответил: «Да».

Теперь, если для Армении важно сформировать пакетные рамку по карабахскому вопросу, то официальный Ереван поднимает на переговорах изначально вопрос прояснения статуса Арцаха. Другими словами, это уже подразумевает пакетное решение.

Но из общего выступления главы МИД РА может сложиться впечатление, что для армянской стороны не так уж важно, поэтапный или пакетный вариант, если будет уточнен статус Арцаха, который, кстати, напомним, официальный Баку не видит вне состава Азербайджана. Власти Азербайджана более 20 лет заявляют, что они «готовы предоставить Нагорному Карабаху высокую автономию в составе Азербайджана». По всей видимости, это и есть «статус» Нагорного Карабаха в представлении официального Баку.

В этом случае, кто и что уступает, и взамен чего? Вообще-то, мы за все это время не услышали ни слова об азербайджанских уступках.

Кроме того, Мнацаканян отмечает – «если предполагается, что будет поэтапный вариант»… То есть, заявление министра иностранных дел России Лаврова о том, что обсуждается поэтапный вариант – это рассуждения из области предположений или реальный, текущий и обсуждаемый вариант за столом переговоров?

Складывается впечатление, что Мнацаканян ответил Лаврову через вопросы, заданные ему депутатами парламента. Настолько, насколько возможно быть прозрачным, конечно, но на главный вопрос переговорного процесса – поэтапное или пакетное решение, дать такой неоднозначный ответ также не является исчерпывающим.

В противном случае окажется, что армянская сторона руководствуется следующим принципом: у каждой этапа может быть свой хороший пакет, и у каждого пакета может быть свой опасный этап…

Кстати, напомним, что 23 апреля пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян в ответ на вопрос газеты «Коммерсантъ» о поэтапном подходе к урегулированию заявила: «Итоги встречи 15 апреля 2019 г. были сформулированы в совместном заявлении глав МИД Армении, России, Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которое очерчивает рамки переговоров и не включает в себя ссылки или даже намека на поэтапный вариант урегулирования. Для армянских сторон неприемлем какой-либо вариант урегулирования, который не предусматривает права Арцаха на самоопределение без каких-либо ограничений и может поставить под угрозу безопасность народа Арцаха. Для Армении неприемлемы предложения, представленные еще до 2018 г. и предполагающие поэтапный вариант мирного урегулирования карабахского конфликта. Более того, с 2018г Армения не ведет переговоров, которые основаны на поэтапном урегулировании».

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»,
06.05.2020г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать