Разговор об отказе трех членов команды власти от должности или мандатов я хочу начать… с критериев образования. У меня уже был повод писать о том, что, вопреки распространенному мнению, я считаю, что с концептуальной точки зрения они могут повести образование в правильном направлении. В основе предлагаемых реформ лежит воспитание независимо мыслящих людей – цель, которая стоит того, чтобы вкладывать в нее значительные силы и деньги. Но для достижения этой прекрасной цели нам нужны высококлассные учителя, люди, обладающие широким спектром знаний и каждый день совершенствующие их, наделенные педагогическими талантами, и, наконец, люди, вдохновленные своей высокой миссией. Я не уверен, что сейчас или в ближайшие несколько лет в Армении число таких учителей составит большинство.
Но для того чтобы пойти по этому пути одного лишь реформирования системы образования недостаточно. Я убежден, что необходимо реформировать государственную систему и общественную жизнь. Потому что, если мы не терпим на государственных должностях или в парламенте людей, которые мыслят самостоятельно, демонстрируют нестандартные подходы, и трудно представить, что это будет поощряться в общеобразовательной и вузовской среде. Ашота Блеяна можно обвинить в тысяче и одном грехе, но, полагаю, что ни у кого язык не повернется сказать, что у него шаблонное мышление. Как в коммунистическую эпоху, так и в независимой Армении он, преодолевая определенное сопротивление, сумел реализовать свои нестандартные идеи. И вдруг при той власти, для которой он вроде бы должен был быть своим по духу, возникают наисерьезнейшие проблемы.
Можно долго обсуждать, в каких вопросах правы или неправы Смбат Гогян, Гаяне Абраамян и Арсен Джулфалакян, но ясно одно: это яркие личности, люди, которые не будут механически повторять звучащие «сверху» формулировки и лозунги. Хорошо это или плохо? Или независимость и принципиальность поощряется только образовательными мерками? С другой стороны, свободомыслящие люди сами должны осознавать, куда они идут и что от них потребуется.
Я не могу работать политиком или слесарем, артистом цирка или дорожным полицейским. Это не значит, что люди этих профессий в чем-то лучше или хуже меня, или что нашей стране не нужны политики, артисты или «гаишники». Просто я понимаю, что это не мое. Несомненно, нам нужны еще премьер-министры, мэры, главы муниципалитетов и другие руководители, вплоть до начальника ЖЭКа. 90% населения Армении хотят быть где-нибудь начальниками, и только 10 из этих 90% могут работать на этих «руководящих» должностях. А 10% населения, наподобие меня, не могут, да и не испытывают такого желания. Самая сложная задача – познать самого себя.