В последние дни много говорится об изменении статуса Нагорного Карабаха (Арцаха), в частности, признании его в качестве государственной единицы. В первую очередь необходимо оставаться вне эмоций, в том числе и при обосновании сказанного. Учитывая исключительную важность и экстренность вопроса, предлагаю механизм формирования восприятия и представления проблемы урегулирования статуса Нагорного Карабаха (Арцаха). Эта информация обеспечит и утвердит понимание правового статуса Арцаха. Кроме того, широкое ее распространение будет способствовать формированию объективного общественного мнения относительно:
- прав Арцаха как в регионе (в том числе и в Азербайджане), так и во всем мире
- правовой основы и законности исходящих из этого действий.
Вкратце представлю суть вопроса в виде нескольких тезисов:
1) На момент 1990-го года и Нагорный Карабах (в то время — Нагорно-Карабахская автономная область или НКАО), и Азербайджан входили в состав одного суверенного субъекта — Советского Союза (СССР). Очень важно установить, насколько точно были соблюдены требования действующего законодательства относительно статуса Арцаха.
2) 3-го апреля 1990 года в СССР принят Закон, регулирующий условия выхода союзной республики и находящихся в ее составе автономных единиц (в том числе, автономной области) из состава Союза. Статьи Закона, относящиеся к автономной области, например НКАО, прилагаются ниже.
3) Согласно 3-й статье вышеуказанного Закона, в тех союзных республиках, в составе которых находились автономные единицы (например НКАО), предусматривалось самостоятельное право проведения референдума о выходе как из состава Союза, так и из состава союзной̆ республики для каждой автономной единицы отдельно, вплоть до права проведения референдума по вопросам государственно-правового статуса данной автономной единицы. Т.е., проще говоря, каждая автономная единица имела самостоятельное право выхода по итогам референдума.
4) 10-го декабря 1991-го года, при соблюдении требований действующего законодательства, на территории НКАО был проведен референдум, по итогам которого была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (наст.: Республика Арцах).
5) Согласно 6-й статье вышеуказанного Закона, итоги референдума должны были быть рассмотрены со стороны Верховного Совета Азербайджана совместно с Нагорным Карабахом. Но с момента опубликования итогов референдума до даты формального прекращения существования СССР (26 декабря 1991-го года) со стороны Азербайджана не было проявлено подобной̆ инициативы, в результате чего на территории Советского Азербайджана образовались две равноправные государственные единицы: Нагорно-Карабахская Республика и Республика Азербайджан. Согласно действующему законодательству, другого урегулирования этого вопроса не было предусмотрено.
Необходимо добавить, что в самом Азербайджане референдум о выходе из СССР был проведен только через три дня после прекращения существования СССР: 29-го декабря 1991 года. Т.е. до распада СССР Азербайджан продолжал оставаться Союзной Республикой и не выполнил своих, предусмотренных Законом, обязательств.
6) После получения де-юре независимости (здесь надо отметить, что до этого момента прежние территориальные единицы СССР не могли иметь самостоятельной армии) Азербайджан развязал необъявленную войну в отношении Нагорного Карабаха (как, например, Германия в отношении СССР). В результате войны Нагорный Карабах одержал победу и обеспечил не только сохранение основной части своей прежней территории (НКАО), но и освобождение приграничных территорий.
Территории, приобретенные во время войны в результате контрнаступления, НЕ СЧИТАЮТСЯ ЗАХВАЧЕННЫМИ (ОККУПИРОВАННЫМИ)!
7) По состоянию на 1994-й год, когда представитель Нагорного Карабаха (Арцаха), совместно с представителями Армении и Азербайджана, поставил свою подпись под документом, обеспечивающим, начиная с 12-го мая, бессрочное перемирие, государственно-правовая юрисдикция Нагорного Карабаха (Арцаха) распространялась в отношении всей этой территории — бывшей НКАО и освобожденных территорий.
8) В пределах вышеуказанных границ (НКАО и освобожденные территории) за Арцахом сохраняется право принятия решений на государственно-правовом уровне.
Все вышеуказанное подтверждает, что СТАТУС АРЦАХА находится ВЫШЕ Права наций на самоопределение и выходит за пределы территории бывшей НКАО, утверждая ее в пределах фактически действующих границ (линии соприкосновения) по состоянию на 12-го мая 1994 года.
Ваагн Варданян
Специалист по международным отношениям
(г. Гонконг)
Газета «АРАВОТ»
06.10.2020г