Лента новостей
Новости дня

Кочарян и Саргсян тоже хотели жить в согласии с Турцией

09 апреля,2021 21:26

Письмо Эрдогана Кочаряну, “Футбольная дипломатия” Сержа Саргсяна и ратифицированные Цюрихские протоколы

Вопрос нормализации армяно-турецких отношений снова находится в стадии острых дискуссий. Политические силы в 2020 году после карабахской войны, когда объединенная и растущая враждебность турецко-азербайджанского тандема к Армении и Арцаху стала очевидной, сегодня Турция считается большей угрозой. Справедливости ради следует отметить, что после первой карабахской войны Турция и уже после 2020 г. осенней войны Турция стала другой Турцией, и в этом контексте вполне оправданы опасения и опасения экспертов и политиков, когда они указывают на агрессивное отношение турецких властей сегодня, обращая внимание на политику Эрдогана с амбициями.

Недавно в интервью Интерфаксу премьер-министр Армении Никол Пашинян напомнил, что армяно-турецкая граница была закрыта Турцией в одностороннем порядке еще в 1993 году, добавив: “Армения всегда была в состоянии нормализовать отношения с Турцией без предварительных условий, но именно Турция отказалась это сделать. Враждебная политика, подобная Анкаре, получила новый импульс во время 44-дневной агрессии, развязанной Азербайджаном против Арцаха. В частности, Турция оказала Азербайджану прямую военно-политическую и военно-техническую помощь, перебросив в зону конфликта иностранных боевиков-террористов. В этом контексте, чтобы установить прочный мир в регионе и восстановить экономический имидж, Турция должна изменить столь агрессивную политику в отношении Армении”.

Исходя из амбициозной деятельности правительства Эрдогана, мягко говоря, в разных регионах, можно однозначно констатировать, что Анкара сегодня не намерена менять свою “агрессивную политику”, и Армения вряд ли станет исключением в этом плане.

Однако в реальности Армении многие уже в предвыборной суматохе, похоже, забыли, что бывшие власти Армении предприняли весьма впечатляющие шаги для нормализации отношений с Турцией, что весьма впечатляюще, они сделали это, и именно Турция была стороной, блокирующей процесс нормализации отношений, а не Арменией.

Все началось с письма Эрдогана Кочаряну

11 лет спустя после установленного прекращения огня в первой карабахской войны в 1994 г., 10 апреля 2005 г. так называемый первый шаг сделал тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, предложив создать группу историков и других экспертов из двух стран для изучения архивов не только Армении и Турции, но и третьих стран, а также для информирования международного сообщества о результатах исследования. Эрдоган выразил уверенность, что “эта инициатива прольет свет на противоречивую часть нашей истории и станет шагом на пути к нормализации отношений между двумя странами”.

2005 г. 25 апреля президент РА Роберт Кочарян ответил на упомянутое письмо Эрдогана: “Действительно, как соседи, мы должны попытаться найти способы жить в гармонии сейчас и в будущем. Поэтому Ереван с самого начала предлагал установить дипломатические отношения, открыть границы и начать диалог между двумя странами и народами. В мире есть соседние страны, особенно на европейском континенте, у которых тяжелое прошлое, по поводу которого они не согласны, но это не мешает им иметь открытые границы, нормальные отношения, дипломатические отношения, представителей в столицах друг друга и при этом параллельно обсуждать спорные вопросы. Ваше предложение поразмышлять о прошлом может оказаться неэффективным, если оно не касается настоящего и будущего. Чтобы вести эффективный диалог, нам необходимо создать благоприятную и соответствующую политическую среду”, — говорится в письме Роберта Кочаряна. “Правительства несут ответственность за развитие двусторонних отношений, и мы не уполномочены делегировать это историкам, поэтому мы снова предлагаем установить нормальные отношения между нашими двумя странами без предварительных условий. В этом контексте может быть созвана межправительственная комиссия для обсуждения любого вопроса между двумя странами или всех важных вопросов с целью их решения и достижения взаимопонимания”, — добавил Кочарян.

2005 г. Из ответа официального Еревана стало ясно, что Армения не намерена оставлять вопрос Геноцида армян на усмотрение историков. Однако Кочарян сказал в конце этой части письма: “… может быть созвана межправительственная комиссия для обсуждения любых вопросов между двумя странами с целью их решения и достижения взаимопонимания”, напомним, его много критиковали. Оказалось, что позиция официального Еревана заключалась в том, что историю должны изучать историки, а не политики, но, с другой стороны, Кочарян сказал Эрдогану, что межправительственная комиссия может обсудить любой вопрос между двумя странами.

“Футбольная дипломатия” Сержа Саргсяна

2008 г. Став президентом, третий президент РА Серж Саргсян предпринял более серьезные шаги по нормализации отношений с Турцией. 2008 г. 6 сентября президент Турции Абдулла Гюль прибыл в Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для просмотра футбольного матча Армения-Турция. Перед футбольным матчем президенты двух стран встретились. Серж Саргсян подчеркнул, что прямые контакты между соседними странами — единственный эффективный способ нормализации отношений.

Президенты Армении и Турции говорили о нормализации двусторонних отношений, обменялись мнениями о последних региональных событиях и проблемах. Отметив, что открываются широкие возможности для нормализации армяно-турецких отношений, они подчеркнули политическую волю лидеров двух стран взять на себя ответственность и урегулировать существующие проблемы, создать атмосферу мира и доверия в регионе. По словам Абдуллы Гюля, пригласив его в Армению, президент Саргсян сделал первый шаг, приняв приглашение, превратив его в совместную инициативу, которая может стать образцовой для всего региона. Серж Саргсян сказал, что в случае диалога могут быть обсуждены любые, даже самые острые вопросы. “Мы должны стремиться однажды решить существующие проблемы и не перекладывать их бремя на будущие поколения”, — сказал он.

Серж Саргсян и Абдулла Гюль также обсудили инициативу Турции по созданию Платформы стабильности и безопасности на Кавказе. Отметив, что Армения всегда приветствовала диалог и выступала за укрепление доверия, безопасности и сотрудничества в регионе, президент Саргсян назвал турецкую инициативу “шагом к созданию благоприятной атмосферы в регионе”. Они также отметили, что эта встреча является серьезным сигналом для дальнейшего продолжения диалога и должна стать руководством к действию для министров иностранных дел.

Спустя год после приезда Гюля в Ереван в 2009 году. 1 сентября совершенно неожиданно для армянского общества были опубликованы протоколы об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией и развитии двусторонних отношений.

Протоколы о развитии двусторонних отношений и установлении дипломатических отношений между двумя странами были подписаны между Арменией и Турцией 10 октября 2009 года в зале Аула исторического факультета Цюрихского университета. Протоколы подписали министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян и его турецкий коллега Ахмет Давутоглу. Протоколы подписаны с опозданием на 3,5 часа, что связано с формулировками заявлений, которые главы МИД сделают после церемонии.

14 октября 2009 года президент РА Серж Саргсян прибыл в Бурсу для просмотра чемпионата мира по футболу 2010 года. Это был первый визит Президента Республики Армения Сержа Саргсяна в Турцию, и в целом четвертый визит в эту страну на уровне Президента Республики Армения с момента обретения независимости.

Президент Турции Абдулла Гюль встретил Сержа Саргсяна и его делегацию в гостинице “Альмира” в Бурсе. Лидеры двух стран провели частную беседу, а затем встреча в расширенном составе. “Обсуждались вопросы, связанные с нынешним этапом процесса нормализации армяно-турецких отношений. Лидеры двух стран сошлись во мнении, что данная встреча и ответные визиты в рамках “футбольной дипломатии” являются важным шагом на пути к построению атмосферы доверия. Серж Саргсян подчеркнул, что Республика Армения полна решимости двигаться в направлении нормализации отношений между Арменией и Турцией без предварительных условий.

Однако, инициированный Сержем Саргсяном осенью 2008 года этап нормализации армяно-турецких отношений – “футбольная дипломатия” не увенчался успехом. Официальная Анкара связала ратификацию протоколов с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, но ни одна из сторон не ратифицировала их, оставив процесс замороженным.

Через пять лет после подписания протоколов бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон в своей книге “Трудный выбор” также упомянула процесс подписания армяно-турецких протоколов, описывая то, что произошло в 2009 году 10 октября в Цюрихе, где протоколы были торжественно парафированы: “Политика Турции “Нулевые проблемы с соседями” была окном, через которое Соединенные Штаты могли вести переговоры, чтобы улучшить армяно-турецкие отношения, надеясь открыть границу и установить дипломатические отношения между двумя странами”.

2010 г. 22 апреля политические советы Республиканской партии Армении, Партии “Процветающая Армения” и Партии верховенства закона, входящие в правящую коалицию Армении, выступили с совместным заявлением, в котором предложили приостановить процесс ратификации армяно-турецкой конвенции. В тот же день президент РА Серж Саргсян объявил, что Армения приостанавливает процесс ратификации армяно-турецких протоколов, но сохранил свою подпись под этими документами. В телеобращении к народу он, в частности, сказал: “Вот уже год нет недостатка в публичных заявлениях высокопоставленных турецких чиновников на языке предварительных условий. В течение года Турция делала все, чтобы затянуть и сорвать этот процесс. Поэтому наш вывод и позиция однозначны:

  1. Турция не готова продолжать начатый процесс и двигаться вперед без предварительных условий, в соответствии с буквой протоколов.
  2. Разумные сроки, на наш взгляд, закончились. Проведение 24 апреля по-турецки любой ценой просто недопустимо.
  3. Мы также считаем неприемлемым бессмысленный почерк превращения армяно-турецкого диалога в самоцель, и отныне считаем нынешний этап нормализации отношений исчерпанным”.

Напоминание Сержа Саргсяна: “Армения не имеет территориальных претензий к Турции”

2015 г. Турецкая газета «Hurriyet» утром 24 апреля опубликовала обширное интервью с президентом Республики Армения Сержем Саргсяном, в котором он ответил на вопрос, есть ли у Республики Армения территориальные претензии по отношению к Турции. “С момента обретения независимости Республика Армения никогда не предъявляла территориальных претензий к Турции или какой-либо другой стране. Такого вопроса во внешнеполитической повестке нашего государства никогда не было. Это ясно. Мы полноправный и ответственный член международного сообщества, как государство-член ООН мы понимаем свою роль в международных отношениях, мы уважаем принципы международного права, чего, в том числе, и ожидаем от нашего западного соседа, который до сих пор незаконно сохраняет закрыто для нашей страны: делая ее последней закрытой границей Европы и установить неприемлемые предварительные условия для установления дипломатических отношений с Арменией, не уважая международное сообщество, выступающее в качестве посредника, и свою собственную подпись под Цюрихскими протоколами. В конце концов я хочу записать: Если вы заметили, об Армении в основном говорят о территориальных претензиях к Турции или о таких намерениях в основном в Турции, а не в Армении. Пусть каждый из нас сам решает, почему это так”, — ответил Серж Саргсян.

По окончании своего правления Серж Саргсян прекратил процедуру подписания армяно-турецких протоколов.

1 марта 2018 года, по окончании срока своих полномочий, президент Серж Саргсян подписал указ о прекращении процесса заключения армяно-турецких протоколов. Вопрос обсужден на заседании Совета национальной безопасности и единогласно одобрен.

Саргсян подчеркнул, что Турция просто не ратифицировала протоколы в грубой форме, выдвинув предусловия, не имеющие к ним никакого отношения: “За последние девять лет Анкара, вернувшись к своим необоснованным предварительным условиям, не только не предприняла никаких шагов для ратификации протоколов и их вступления в силу, но и не оставила сомнений в том, что она не собиралась осуществлять этот процесс”. Серж Саргсян уточнил: “Мы не ставим предварительных условий в отношениях ни с кем, и практика установления предварительных условий для кого-то просто не сработает для нас. Мы небольшое государство, у нас нет ни сильного военного, ни экономического потенциала, но мы независимое государство и будем действовать только на благо нашего государства и нашего народа”.

По словам Саргсяна, Армения в письме проинформировала президентов России, Франции, США и Швейцарии, президента Совета Евросоюза, а также генерального секретаря Совета Европы. По словам Сержа Саргсяна, инициируя процесс, армянская сторона пришла к выводу, что в случае любого положительного или отрицательного решения выиграет Армения: “Можно будет наладить отношения, это будет в интересах двух народов, это не сработает, тогда международное сообщество убедится, что отсутствие отношений следует искать в другом месте, по крайней мере, не в рабочем стиле Армении. И я думаю, что мы этого полностью достигли. Нет международной структуры, нет государства, более или менее участвующего в международных процессах, которое имеет иное мнение. И мы много раз слышали это мнение публично, на чьем поле мяч и для кого эти протоколы не ратифицированы”.

Согласно официальному заявлению, Серж Саргсян на состоявшемся в тот же день заседании Совета национальной безопасности выразил уверенность в том, что развитие отношений между Арменией и Турцией отвечает интересам двух народов: “Вы знаете, конечно, интерес очевиден, но всегда бегите за этим интересом, не надеясь, что при любых обстоятельствах вы сможете добиться, а тем временем можете многое потерять. Поэтому мы будем готовы наладить отношения с Турцией, если турецкая сторона также осознает это. Если завтра будут предложения, то на следующий день мы будем готовы обсудить эти предложения, а до тех пор мы будем стараться развиваться так, как мы развивались до сих пор, не имея дипломатических отношений с Турцией”.

Так завершился этап нормализации армяно-турецких отношений 2008-2018 годов. Официальный Ереван четко сформировал в международном сообществе убеждение, что Армения всегда проявляла последовательную позицию в выполнении протоколов, в то время как турецким властям не хватает политической воли, а Анкара продолжает выдвигать предварительные условия.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
08.04.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать