Начало здесь: Часть 1, Часть 2 , Часть 3 ,Часть 4
Идентичность. В осознании своей идентичности мы должны уходить от комплекса нации-жертвы, изменять наше самовосприятие, возвращая себе чувство достоинства и спокойной гордости. Никто не может вычеркнуть из истории славные страницы армянского прошлого, но нельзя не признать, что наше настоящее не может быть предметом общей гордости. Нам необходимо создать в ближайшем будущем новые символы идентичности, которые побуждали бы армян, живущих в Армении и в диаспоральных общинах по всему миру, к сближению, вызывали бы у них желание ассоциироваться с нацией, отвергшей амплуа жертвы и избравшей активную роль в современном мире.
Необходимо создать новые символы идентичности, которые вызывали бы у армян желание ассоциироваться с нацией.
Наряду с любовью к родной земле и страхом её потерять мощным мотивирующим фактором должно стать для армян здоровое честолюбие, гордость своими свершениями, успехами своих детей, своим городом, страной и нацией – словом, всем, что может внушать уважение окружающим. Такая гордость не имеет ничего общего с гордыней – возвышением себя и принижением других.
Важно и другое: впервые в своей истории мы стали жить в мононациональной стране, где титульная нация составляет около 98% населения. Армяне всегда были частью больших империй, и моноэтничность сегодняшней Армении – серьезный вызов для народа, который веками жил на стыках цивилизаций и культур. Мы отвыкли жить бок о бок с «другими», стали высокомерными и, как ни парадоксально, склонны к дискриминации меньшинств. Готовы ли мы принимать у себя на родине людей иной национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.? Как нам сохранить традиционные опоры нашей идентичности, такие как христианская вера и церковь, семья и армянский язык, и в то же время уберечь их от консервации и закоснения? Как найти тонкую грань между вседозволенностью и нетерпимостью, не скатившись ни в ту, ни в другую крайность? Эти темы крайне важны для открытого обсуждения в моноэтничном замкнутом социуме, который с особой чуткостью реагирует на любые вопросы, касающиеся национальной идентичности.
Читайте также
Многие из наших проблем коренятся в нашем сознании. Однако менять сознание – сложнейшая задача. Она требует времени и неимоверных усилий, воли и решимости. Кроме того, необходимо терпение, чтобы люди поверили в возможность перемен к лучшему. Иногда политика способствует этому процессу, иногда политики и введения мер регулирования недостаточно, и тогда необходима последовательность в исполнении принятых законов и нормативов, а главное – изменение понимания того, что приемлемо в нашем обществе, а что нет.
Процветание. Известно, что развитие общества может достигаться двумя путями: агрессия и конфликт, порождаемый борьбой за ограниченные ресурсы и блага, и эмпатия и взаимодействие ради совместного приумножения этих благ. Выбор пути для меня очевиден, и потому партнёрство лежит в основе всех моих проектов. На мой взгляд, для процветания нации, где бы ни жили её представители, должны соединиться несколько элементов: рост благосостояния, гармоничная среда обитания, высокое культурное развитие и укрепление идентичности. Никакой из этих элементов не может преобладать, искусственно обеспечиваться за счёт других: достижение процветания невозможно без их гармонического баланса. Движение от модуса сохранения к модусу процветания невозможно без возрождения нации на основе достаточного консенсуса относительно путей её развития.
Коллективная ответственность наиболее активной части общества за будущее Армении и армянского народа и участие в управлении страной. Не стоит ожидать, что лидер страны и его команда в одночасье решат все накопившиеся проблемы. Это не под силу сделать в одиночку небольшой группе людей, даже если она состоит из самых опытных профессионалов. Мы не должны снимать с себя ответственность за страну и нацию – это наша общая задача, и я хотел бы это подчеркнуть. Вполне реально создать условия, при которых все неравнодушные люди – будь то армяне или друзья Армении, где бы они ни жили, – смогли принять участие в процессе наших реформ. Для этого требуется привлечение значимых профессиональных и финансовых ресурсов, создание механизмов, обеспечивающих беспрецедентную прозрачность и честный системный диалог между властью и обществом.
Решить все накопившиеся проблемы не под силу в одиночку даже самым опытным профессионалам.
Как уже было сказано, мы упустили момент, когда на волне всеобщего эмоционального подъёма можно было изменить парадигму развития Армении. Теперь нужно, чтобы страх за её судьбу и судьбу армянского народа перерос в плодотворное сетевое взаимодействие ради достижения общей мечты.
Баланс между иерархиями и сетями. В последние 200 лет в условиях борьбы за доступ к ресурсам в устройстве общества доминировали институты, построенные по принципу иерархии. Однако в XXI веке, когда основным ресурсом становится человек и его талант, соотношение иерархий и сетей начинает меняться. Технологические платформы, позволившие создать множество социальных сетей, уже сейчас начинают объединять человечество. Виртуальное общение всё чаще используется не только для обмена информацией, но и для совместного участия множества людей в решении проблем, которое трудно даётся традиционным институтам, – от финансирования культурных и экологических проектов до совместного обсуждения ключевых политических документов.
Надеюсь, что Армения найдёт уникальную формулу взаимодействия между государством, институтами и глобальной диаспоральной сетью.
В то время как доверие к традиционным институтам (государству, бизнесу, НКО и медиа) находится на исторически низком уровне, доверие к людям, которых мы знаем лично – хотя бы как участников сетей, – возрастает и будет расти в дальнейшем. Это, разумеется, не означает, что сети полностью вытеснят иерархии. Скорее можно ожидать параллельных процессов: реформирования иерархических структур и одновременного становления различных форм сетевого взаимодействия. Я убеждён, что сбалансированное сочетание иерархий и сетей, равно как и частно-государственное партнёрство, дающее возможность должным образом использовать институциональную мощь государства наряду с гибкостью и ресурсами сообществ, позволят находить адекватные ответы на локальные и глобальные вызовы. Основой для эффективных сетевых отношений между людьми, а также между государственными институтами и социумом должно стать доверие. Надеюсь, что Армения сможет стать для всего мира уникальным примером страны, которой удалось преодолеть свои проблемы благодаря найденной формуле взаимодействия между государством, институтами и глобальной диаспоральной сетью.
Ниже сформулирован ряд принципов, которые, на мой взгляд, должны лечь в основу построения нового общества. Как показывает мировая практика, следование этим принципам позволяет успешно управлять группами людей, объединённых общей целью, будь то коммерческая компания, команда, реализующая масштабный проект развития, или даже государство:
Обеспечение как в отношениях между общественными структурами и институтами, так и внутри них самих прозрачности, меритократических принципов, профессионализма, компетентности, единых правил для всех – и в конечном счёте максимальное расширение круга социального доверия. Разумеется, нет правил без исключений, однако таковых не может быть много, а их наличие (либо отсутствие) должно быть чётко и аргументированно обосновано.
Последовательность. Этот принцип великолепно сформулировал творец «сингапурского чуда» Ли Куан Ю, чья политическая деятельность являет собой пример успешного выстраивания отношений между властью и обществом. «Хуже всего три вещи, – писал он. – Первая – это метания, желание угодить всем и каждому. Вторая – незавершённые проекты. Даже если ты ошибся, доведи начатое до конца. Третья – несоблюдение правил игры. Если правила объявлены, они не могут действовать выборочно или меняться по ходу дела».
Наличие институциональной основы для принятия решений и взаимодействия. Речь идёт о реально работающих институтах гражданского общества, которые контролируют действия правительства и лидера страны, не позволяя скатываться в режим ручного управления государством.
Запуск механизмов регулярного измерения результатов развития. Как известно, тем, что нельзя измерить, нельзя и управлять. Без налаженной работы независимых исследовательских центров, которые должны проводить постоянный мониторинг ситуации в обществе, анализировать информацию, следить за тем, как принятые решения воплощаются в жизнь, и предлагать качественные экспертные оценки, не удастся придать диалогу между властью и обществом системный характер. (Пока что инициативы в этом направлении исходят от частного сектора: фондом «Армения-2041» на сегодняшний день проведено пять опросов общественного мнения с целью выявления реакции армян на текущую ситуацию, действия и решения властей, а также определения наиболее острых проблем. В ходе одного из опросов выяснилось, что жителей Еревана, Гюмри и Дилижана более всего после вопросов безопасности волнует то, что в этих городах расплодилось невероятное количество бездомных собак. Для решения этой проблемы мы начали разработку специальной программы.)
Снабжение выстраиваемых институтов определённой системой сдержек и противовесов. Следует заранее прописывать правила управления и принятия решений, уделяя специальное внимание тому, чтобы создаваемые структуры не выродились, не превратились со временем в традиционную иерархию, в бесконтрольных бюрократических монстров.
Целостный подход к развитию: важно, чтобы все реализуемые инициативы были взаимосвязаны и постепенно складывались в единую систему изменений.
Масштабность и стремление к широким горизонтам деятельности: нам необходимо сосредоточиться на реализации стратегических якорных проектов, запускающих целый ряд новых инициатив развития, которые в совокупности меняют реальность.
Интерес к тому, что происходит за пределами страны, изучение и последовательное внедрение передовых мировых практик.
Поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, как гласит одна из 17 целей устойчивого развития ООН.
Признание факта, что наши сегодняшние проблемы могут решаться лишь коллегиально, и развитие навыков решения комплексных задач в команде.
Уважение к людям и отказ от архаичных моделей управления и взаимодействия с гражданами в пользу новых, партнёрских отношений.
Налаживание механизмов обратной связи – как для обеспечения подотчётности и эффективности государственных структур, так и для вовлечения как можно большего количества граждан в процессы государственного и национального строительства.
Вовлечённость. Позволю себе ещё раз процитировать Ли Куан Ю: «Невозможно чего-то добиться, если не любишь предмет своих занятий и не готов пожертвовать всем остальным ради успеха». Иными словами, мечта о сильной и процветающей Армении осуществится лишь при условии, что вокруг неё объединятся неравнодушные люди, любящие свою страну и свой народ и ставящие их благополучие превыше всего.
Продолжение следует…
Рубен Варданян,
эволюционный визионер, сооснователь Гуманитарной инициативы «Аврора», UWC Dilijan, FAST, Международной школы лидерства и профессионального развития «Матена» и других проектов