Начало здесь: Часть 1, Часть 2 , Часть 3 ,Часть 4 , Часть 5 , Часть 6, Часть 7
Как мы будем решать арцахский вопрос, строить отношения с Азербайджаном и обеспечивать свою безопасность?
После победы в войне за независимость Арцаха в 1994 году положение Армении тем не мнее оставалось неопределённым: с одной стороны, она не вела полномасштабных военных действий, с другой – на её границах происходили вооружённые столкновения и продолжали гибнуть солдаты и мирные граждане. Всё это время выпады со стороны Азербайджана, в том числе и четырёхдневная война 2016 года, были своего рода проверкой на прочность. Окрепнув, объединившись с сильным союзником и воспользовавшись открывшимся окном возможностей, Азербайджан втянул нас в 44-дневную войну в Арцахе, в которой мы понесли серьёзные человеческие потери, а Арцах лишился существенной части своих территорий.
Так получилось, что утром 27 сентября 2020 года я прилетел в Ереван, а оттуда отправился в Арцах, застав таким образом начало войны. Я видел самоотверженность людей, шедших в бой за Родину, и общий эмоциональный подъём в первые дни сражений. При этом нельзя было не заметить царящей повсюду неорганизованности, отсутствия чёткого плана действий, нашей неподготовленности к войне ни в армии, ни среди гражданского населения.
Сегодня мы по-прежнему пребываем в ситуации ни войны, ни мира, и этот неопределённый статус не позволяет нам прийти к пониманию, в каком направлении двигаться дальше, как выстраивать отношения с соседом, который получил территориальное преимущество и разыгрывает эту карту наиболее выигрышным для себя образом. Несомненно, многие из нас справедливо опасаются возобновления вооружённого конфликта в недалёком будущем, поэтому необходимо в кратчайшие сроки не только проанализировать ошибки, приведшие к поражению в войне, но и сделать правильные выводы и провести глубинные изменения как в армии, так и в обществе в целом.
Читайте также
Перед нами стоит целый ряд непростых задач: преодолеть тяжкие последствия войны, восстановить подорванную экономику, трансформировать нашу систему безопасности не только с точки зрения военной, но и экономической мощи, чтобы она обеспечила нам полноценную защиту на десятилетия вперёд, урегулировать вопросы границ, наладить разрушенные транспортные коммуникации и инфраструктуру, помочь семьям погибших и раненых, вернуть военнопленных и беженцев домой. Наконец, нужно заручиться поддержкой союзников в этом стратегически важном регионе (таковым может стать, например, Иран; кроме того, нужно развивать партнёрство с Индией и Китаем), сделав дальнейшее проявление агрессии по отношению к нам если не невозможным, то максимально сложным.
В то же время мы должны двигаться по пути мирного решения арцахского вопроса, как бы трудно это ни было. Однако мирное соглашение вовсе не означает установление мира на любых условиях. Переговоры должны вестись не между проигравшим и победителем, слабым и сильным противниками, а между двумя в равной степени сильными сторонами, которые могут договориться исходя из понимания выгодности мира для них обеих.
Задача армянской элиты – продлить пребывание российских миротворцев в Арцахе на более длительный срок и добиться решения арцахского вопроса в рамках Минской группы ОБСЕ на принципах уважения права народа Арцаха на самоопределение.
Разумеется, для того чтобы стать сильными, требуются время и инвестиции, исчисляемые миллиардами долларов, на восполнение понесённых потерь, восстановление и модернизацию армии и подготовку кадровых офицеров в кратчайшие сроки. Необходимы «умные» деньги и интеллектуальные ресурсы, направленные на развитие науки и технологий, создание оборонных предприятий, технологического кластера, позволяющего проводить разработки и испытания в области искусственного интеллекта (в том числе российскими компаниями), налаживание производства в этой сфере. К счастью, у нас есть молодые талантливые учёные, основатели успешных стартапов, которые могут поспособствовать развитию научно-технологической отрасли своим опытом и знаниями.
Мы должны построить мощную экономику, которая не позволит Азербайджану и Турции развязать новую войну с Арменией. Для этого нам необходим сильный партнёр, который даст нам чувство защищённости и возможность сосредоточиться на осуществлении прорыва в развитии. Таким партнёром для нас, очевидно, является Россия, но при этом следует выстраивать отношения и с другими странами. Партнёрство предполагает двустороннее соглашение. Нельзя требовать от могущественных держав защиты и ожидать, что они помогут нам из чистого альтруизма. Это процесс взаимного обмена, поэтому прежде чем понять, кто наши союзники, нам необходимо знать, чем мы располагаем и что можем им предложить.
Сегодня российские миротворцы играют ключевую роль в создании так называемого пояса безопасности Нагорного Карабаха и, что ещё важнее, в сохранении Арцаха как территории, на которой жили, живут и будут жить армяне. На мой взгляд, наиважнейшая задача армянской элиты – объединиться и приложить все усилия к тому, чтобы продлить пребывание миротворческого контингента России в Арцахе на более длительный срок, детально прописать и формализовать его мандат, добиться решения арцахского вопроса в рамках Минской группы ОБСЕ на принципах уважения права народа Арцаха на самоопределение и с пониманием того, что этот вопрос выходит за рамки интересов отдельных государств и касается будущего всего Южного Кавказа.
Как будут строиться наши взаимоотношения с Россией?
Реальность такова, что Российская Федерация – основной стратегический партнёр и один из основных кредиторов Армении, важнейший экспортный рынок для наших товаров и услуг, а также рынок труда, притягивающий мигрантов из нашей страны. Россия – ведущий внешнеполитический и военно-стратегический партнёр Армении, поставщик вооружений. Российские вооружённые силы, охраняющие наши границы, – гарант нашей территориальной целостности.
Необходимо выстроить такую модель взаимоотношений с Россией, в рамках которой Армения при выполнении своих партнёрских обязательств получит возможность экономического развития, сохраняя при этом свою идентичность и международное позиционирование, каким бы ни был её статус – независимое суверенное государство, государство-член Евразийского экономического союза или страна-участница Союзного государства. Вне зависимости от выбранного формата отношения Армении и России должны строиться на полном доверии и принципах взаимовыгодного сотрудничества. В противном случае Армения рискует превратиться в сателлит России, страну с малочисленным населением и значительным присутствием российских военных баз, что сделает её ещё более зависимой от России и уязвимой в экономическом и социальном плане.
России опасна слабая Армения и нужна Армения сильная и процветающая.
Однако слабая Армения крайне невыгодна России как партнёр, постоянно рассчитывающий на помощь более сильного. Ослабленная Армения становится мишенью для манипуляций со стороны недружественных России сил, сулящих более существенную поддержку. Для того чтобы Россия смогла сохранить свою роль интегратора южнокавказских стран в единое экономико-социальное пространство, ей нужна другая Армения – не малонаселённое государство-капсула, существующее в основном благодаря поддержке государства-спонсора, а сильный стратегический партнёр.
Несмотря на то что вот уже 30 лет Армения является независимым государством, её все же нельзя считать частью внешнего периметра сферы влияния России. За последние три десятилетия социально-экономическая связь между Арменией и Россией приобрела многогранный характер. Это выражается и в постоянном перетекании трудовых ресурсов между двумя странами, и в наличии в России одной из крупнейших армянских общин, сохраняющей связь со своей малой родиной, и в представленности армян в российской элите. Всё, что происходит в армянской экономике, политике и социальной сфере, неизбежно находит отражение в соответствующих сферах жизни России. Поэтому очевидно, что всё происходящее в Армении оказывается в сфере не только внешней, но и внутренней политики Российской Федерации. Вот почему – подчеркну это ещё раз – России опасна слабая Армения и нужна Армения сильная и процветающая.
Как мы готовимся к возможному открытию границы с Турцией?
С тех пор как почти 30 лет назад была закрыта граница с Турцией, мы привыкли к отсутствию экономических и культурных связей с нашим соседом, и многих такое положение дел вполне устраивает. Сегодня открытие границы по-прежнему представляется маловероятным. Тем не менее нам следует быть максимально готовыми к такому повороту событий, и ответственность элиты заключается в детальной проработке плана на случай открытия границы, чтобы это произошло на условиях, приемлемых для армян, живущих в Армении, а также в других странах мира. В связи с этим важно принимать во внимание ряд факторов.
Во-первых, разрыв между турецкой и армянской экономиками существенно сократился. Если в 1993 году ВВП на душу населения Турции превышал аналогичный показатель Армении в десять раз, то сегодня превышает лишь вдвое: 8 538,2 и 4 267,5 доллара США соответственно. Во-вторых, население (преимущественно курдское и амшенское) практически всех граничащих с Арменией провинций Турции беднее населения Армении. В-третьих, за десятки лет обе экономики сумели адаптироваться к тому негативному воздействию, которое оказало на них закрытие границы и блокирование транспортных артерий, и сегодня турецкая экономика не оказывает на экономику Армении практически никакого воздействия, что означает отсутствие у Турции возможностей сколь-либо влиять на ситуацию в нашей стране.
Очевидно, что открытие границы будет способствовать экономическому развитию обеих стран благодаря свободному перемещению товаров, капитала и людей. У армян, которые до сих пор во множестве живут в Турции, например амшенцев, появится наконец возможность посещать Армению, что, несомненно, будет способствовать культурному обмену между армянскими субэтносами и их постепенному «сшиванию». Интенсификация туристических потоков стимулирует рост благосостояния в беднейших приграничных районах, что, с одной стороны, укрепит их связь с Арменией, а с другой – ещё более ослабит их экономическую и политическую зависимость от Турции.
Есть два пути: ничего не предпринимать, страшась прихода в Армению турок, или действовать проактивно, чтобы максимально подготовиться к открытию границы.
Открытость, тем не менее, создаёт не только новые возможности, но и новые вызовы – в первую очередь для безопасности в регионе из-за появления дополнительного канала переброски террористов в Закавказье. Очевидным и скорейшим следствием открытия границы станет наводнение армянского рынка турецкой продукцией, которая и сегодня, при закрытых границах, стабильно присутствует в стране благодаря поставкам через третьи страны, например Грузию и Иран. Бесспорно, под угрозой окажется и сельское хозяйство Армении, поскольку своими размерами оно значительно уступает соответствующему сектору турецкой экономики. Кроме того, существенно повышаются требования к конкурентоспособности местного населения, а также риски перехода ключевых армянских активов под контроль турецких инвесторов и предпринимателей, обладающих большим капиталом. И, наконец, открытие границы станет настоящим стресс-тестом для нашей идентичности, которая и без того испытывает на себе сильное влияние турецкой и арабской культуры, в частности музыкальной. На мерах, необходимых для поддержания армянского языка и культуры, я остановлюсь позже.
Обговаривая условия, на которых будут строиться наши отношения с Турцией, следует оставить в стороне эмоции, сколь бы сильной ни была боль от пережитой нами в прошлом трагедии и сколь бы справедливым ни был гнев на тех, кто причинил нам непоправимый вред и страдания, и руководствоваться здравым смыслом, трезвым прагматизмом и отчётливым пониманием собственных интересов. Необходимо учесть все возникающие вызовы, заранее проработать правила и процедуры, регулирующие обмен товарами и миграцию между двумя странами, временное или постоянное проживание граждан Турции на территории Армении и наоборот; прописать правовые вопросы, касающиеся бизнеса, собственности, налогообложения для иностранцев; продумать условия доступа к турецким портам и многое другое. Стоит отдельно упомянуть, о важности обеспечения защиты интересов армян Арцаха в случае открытия границы с Турцией. При этом интересы Армении в Арцахе ни в коем случае не должны приноситься в жертву.
Сегодня у нас есть два пути. Первый – ничего не предпринимать, пассивно ожидая и страшась прихода в Армению турок. Второй – действовать проактивно и системно, чтобы максимально подготовиться к открытию границы. Я и мои партнёры и единомышленники выбираем второй путь. Одной из наших инициатив в этом направлении будет создание фонда объёмом 1 миллиард долларов для инвестирования в развитие территорий исторической Западной Армении. Фактически это крайне важное начинание требует намного более крупной суммы. При этом оно непременно должно быть частью общего масштабного и амбициозного плана развития Армении, Армянского мира и Арцаха, который, помимо прочего, будет включать в себя создание современной системы безопасности, и потребует инвестиций в размере 15–20 миллиардов долларов в ближайшие 5–10 лет.
Создание упомянутого фонда – это мироощущенческий проект. Земли, о которых идёт речь, являются домом предков для миллионов диаспоральных армян – потомков тех, кто бежал от Геноцида в Османской империи. Мы не хотим мириться с «мерзостью запустения на месте святом», как сказано у Матфея, и считаем важным восстановить своё присутствие на земле наших дедов и прадедов, возродить там свою культуру и традиции.
Ещё раз подчеркну, что мы говорим о развитии не только Армении, но и Армянского мира в целом. Следует помнить не только о том наследии, которое тысячелетиями накоплено в Армении, но и о том, что армяне оставили по всему миру – в Иерусалиме, Венеции, Париже, Вене, Тбилиси, а также в Сирии, Польше, Сингапуре и во многих других местах.
Сейчас преждевременно говорить о конкретных деталях. Но ясно одно: откроются ли границы через 5, 10 или 15 лет – готовиться к этому следует заранее. Я понимаю, что такой проект будет интересен не всем, но я уверен, что найдутся люди, которые оценят его важность, объединятся вокруг этой идеи и будут готовы потратить на её воплощение больше денег, времени и сил. Нам необходимо прежде всего договориться об общем видении развития этих территорий, составить базу данных того, что необходимо восстановить и какого рода бизнес стоит там развивать, сформировать экспертную группу – иными словами, понять, где мы находимся сейчас, куда хотим прийти, что нам для этого нужно и что из необходимого у нас уже имеется.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что нам необходимо подвергнуть глубокому и беспристрастному анализу сильные и слабые стороны нашего соседа и перенять его искусство управления государством, заключающееся в том, чтобы обеспечивать эффективное функционирование этого института вне зависимости от того, в чьих руках находится власть.
Продолжение следует…
Рубен Варданян,
эволюционный визионер, сооснователь Гуманитарной инициативы «Аврора», UWC Dilijan, FAST, Международной школы лидерства и профессионального развития «Матена» и других проектов