Начало здесь: Часть 1, Часть 2 , Часть 3 ,Часть 4 , Часть 5 , Часть 6, Часть 7 , Часть 8 , Часть 9
Определить степень необходимой цифровой трансформации. Современные технологии меняют характер инфраструктуры, рынков, продуктов, структуру бизнеса и организацию производства. Из-за связанных с пандемией ограничений существенная часть взаимодействия, как уже сказано, переместилась в виртуальное пространство, что поспособствовало взрывному росту технологических компаний, которые многократно увеличили свои экономические и финансовые показатели, в том числе капитализацию. При этом множество других отраслей оказалось в крайне тяжёлом положении. Я убеждён, что рецессию преодолеют те, кто сможет наилучшим образом адаптироваться к новой реальности. Пример Airbnb показывает, как компания, которая, казалось, была обречена, смогла перестроиться, кардинально поменять свою бизнес-модель и предложить пользователям удобный сервис, связавший на сегодняшний день более 4 миллионов собственников жилья и более миллиарда путешественников практически во всех странах мира.
Личные данные превращаются в товар в новой экономической формации – шпионящем капитализме.
Разумеется, нужно ясно осознавать, что достижения новой технологической революции могут в равной степени использоваться во благо и во вред. Границы частного всё больше размываются. Личные данные превращаются в товар и становятся самым ценным ресурсом на земле в новой экономической формации – так называемом шпионящем капитализме (surveillance capitalism). В то же время компании, остающиеся вне процессов цифровой трансформации, станут невидимыми для клиентов и партнёров и постепенно прекратят существование.
«Человечество стоит перед выбором: свобода или счастье, и для подавляющего большинства счастье – лучше», – читаем мы в романе Оруэлла «1984». На одном полюсе оказываются те, кто выбирает комфорт и защищённость, которые может обеспечить искусственный интеллект, и добровольно предоставляет системе и крупным корпорациям информацию о себе, на другом — маргиналы, сопротивляющиеся цифровому тоталитаризму. В этом смысле важен поиск правильного баланса, для того чтобы превратить цифровые платформы в платформы взаимодействия, инструмент выражения доверия и закрепления репутации.
Читайте также
Создать на территории Армении свободную экономическую и научно-технологическую зону. Как член ЕАЭС, с одной стороны, и как страна, подписавшая Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, с другой, Армения в долгосрочной перспективе может стать пространством, где будет налажено производство оборудования и технологий, необходимых для модернизации экономики не только Армении, но и других стран, например России. Это позволит, во-первых, привлечь инвестиции международных (прежде всего европейских) компаний, заинтересованных в сотрудничестве с российскими партнёрами, но имеющих ограничения по взаимодействию; во-вторых, создать в Армении технологический хаб, основываясь на частично сохранившемся, но нуждающемся в развитии научно-технологическом наследии времён СССР и ресурсе высокообразованных армянских специалистов; и в-третьих, снизить уровень безработицы и трудовой миграции, создав область прорывного развития.
Модернизировать горно-металлургическую промышленность. Одновременно с добычей и обработкой камня эта отрасль не менее важна, чем технологии и альтернативная энергетика, сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также туризм и финансовые услуги, для достижения качественного экономического роста, опирающегося на повышение производительности труда и, одновременно, создание новых рабочих мест. Модернизация отрасли потребует отказа от методов разработки месторождений полезных ископаемых, наносящих непоправимый урон окружающей среде и здоровью людей, модернизации технологических процессов и применения цифровых технологий, разработки и внедрения экологических стандартов, рекультивации земель и восстановления водных объектов, пересмотра системы налогообложения с учётом как актуальных тенденций, влияющих на мировой горнодобывающий сектор в целом, так и местной специфики, привлечения инвестиций.
Реформировать систему образования, начиная с дошкольного образования, ориентируясь на лучшие международные стандарты. Ещё 20 лет назад, в рамках проекта «Армения-2020» мы определили образование в числе сфер деятельности, приоритетных для движения Армении в сторону модели хаба. С одной стороны, образование – крупнейшая современная индустрия, где наблюдается постоянный рост спроса, опережающего предложение, что обеспечивает существенный вклад этой индустрии в экономику. С другой стороны, это та сфера, которая создаёт условия для развития всех прочих отраслей – в этом смысле кадры действительно решают всё.
Людям придётся как можно дольше оставаться на рынке труда, а значит, учиться на протяжении всей жизни.
В настоящей работе я не буду останавливаться на проблемах дошкольного и школьного образования, скажу лишь, что от 8% до 10% детей по всей Армении не идут в начальную школу по достижении соответствующего возраста – ситуация совершенно немыслимая в стране, где общее среднее образование является обязательным.
На мой взгляд, ориентирами в процессе реформирования высших учебных заведений может стать, во-первых, присутствие армянских вузов в верхних строчках престижных мировых образовательных рейтингов и, во-вторых, увеличение экспорта образовательных услуг за счёт привлечения большего числа иностранных студентов. Для этого необходимо объявить международные конкурсы среди учёных с мировым именем на посты ректоров ведущих армянских университетов, создать попечительские советы и пригласить видных учёных на посты деканов различных факультетов. К примеру, среди ректоров российских вузов восемь имеют армянские корни.
Нуждается в реформировании и доставшаяся нам в наследство с советских времён модель, в которой центры научных исследований отделены от центров высшего образования. Практика показала, что такая модель менее успешна, чем та, что была создана в англо-саксонском мире.
Очевидно, что из-за увеличения продолжительности жизни и туманных перспектив пенсионного обеспечения людям придётся как можно дольше оставаться на рынке труда, а значит, учиться на протяжении всей жизни. Вероятно, высшее образование в его нынешнем виде подходит для этого не лучшим образом, а значит, необходимо в дополнение к вузам создавать в Армении центры дополнительного образования, профессионального и личностного роста и обучения навыкам лидерства. Один из таких центров – международная школа лидерства и профессионального развития «Матена» – создаётся в партнёрстве с Московской школой управления СКОЛКОВО, в ближайшее время в ней будет запущена первая программа – Executive MBA, рассчитанная на руководителей высшего звена и собственников бизнеса.
Вовлечь молодёжь (25–35+). Мы видим, как в развивающихся странах состояния, накопленные за последние тридцать лет бурного экономического развития, переходят в руки поколения сегодняшних 20–30-летних, которые, не достигнув даже среднего возраста, становятся обладателями гигантских финансовых ресурсов. Бизнес значительно помолодел: вступление в активную экономическую жизнь зачастую начинается уже в 15 лет благодаря возможностям, открываемым цифровой экономикой. Кажется, впервые в истории человечества мы столкнулись с тем, что передача знаний и навыков происходит не от старшего поколения младшему, а наоборот. Свежесть взглядов и дерзость суждений молодых людей побуждают нас по-новому оценить многие особенности современной ситуации.
К сожалению, тридцать лет независимости, о которой столетиями мечтали наши предки, не превратили Армению в страну, способную удержать от эмиграции молодых и талантливых граждан. Большая часть армянской молодёжи в настоящее время не участвует в происходящих в стране политических процессах и не состоит в каких-либо политических партиях главным образом потому, что ни одна из ныне действующих в Армении политических сил не предлагает идеологической платформы, вокруг которой объединились бы люди. Мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить в Армении и Армянском мире мыслящую, решительную, настойчивую молодёжь, которая обладает воображением и способностями к самовыражению. Для этого нужно позволить ей возглавить процесс изменений.
Предоставить женщинам больше возможностей участия в общественной и экономической жизни, а также в управлении государством.
По словам бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «нет более эффективного инструмента развития, чем расширение прав и возможностей женщин». Поднимая вопрос о большей политической и экономической представленности женщин, я, конечно же, имею в виду не квотирование, а утверждение принципов меритократии. Исследование, проведённое в 2011 году в Норвежской бизнес-школе под руководством профессора Мартинсена и основанное на изучении личности и характеристик 3000 управленцев из разных сфер деятельности, показало, что лидеры-женщины превосходят мужчин в четырёх из пяти категорий: инициатива и чёткость коммуникации, открытость и способность к инновациям, общительность и готовность оказать поддержку, системность управления и постановка целей.
Женщины в Армении обычно загружены работой больше, чем мужчины, и при этом по большей части остаются бесправными и забитыми.
Во всём мире происходят процессы, меняющие традиционное распределение ролей в семье, когда мужчина выступает добытчиком и защитником, а женщина – хранительницей домашнего очага. Эти процессы не обходят стороной и Армению, тем более что в силу сложившихся обстоятельств – тяжёлая политическая, экономическая и социальная обстановка 1990-х, высокий уровень безработицы, вынужденная трудовая миграция и пр. – роль мужчин в армянских семьях кардинально изменилась. Они чувствуют неуверенность в будущем, боятся потерять возможность обеспечивать семью, утратить общественный статус. Зачастую это порождает внутреннюю фрустрацию, которая порой проявляется в компенсаторных реакциях – агрессии и нетерпимости. Как я уже упоминал, большой проблемой Армении, особенно в политической сфере, является сложившаяся атмосфера полублатного мачизма, когда любое общение сводится к утверждению собственного превосходства в глазах окружающих, а не к попыткам наладить диалог и найти совместные решения проблем.
Женщина же выступает в роли своеобразного социального стабилизатора, сглаживая острые углы и обеспечивая следование неписаным правилам поведения в обществе. К сожалению, сегодня женщины в Армении обычно загружены работой больше, чем мужчины: именно на женщин ложится бремя неоплачиваемого труда по уходу за семьёй, детьми, больными и престарелыми. При этом по большей части они остаются бесправными и забитыми: терпят домашнее насилие, страдают от отсутствия доступа к достойной работе, сталкиваются с профессиональной сегрегацией и гендерным разрывом в уровне заработной платы.
Важно, однако, принять во внимание, что образование начинается в семье и ведущая роль в этом, как правило, принадлежит матери. Сегодня почти любую домашнюю работу можно автоматизировать, но только мать может дать ребёнку энергию и любовь, которые формируют его личность и дают ему возможность развиваться. Я полагаю, что нахождение гармоничного баланса между сохранением традиционной семьи с её ценностями и созданием условий для расширения прав и возможностей женщин, их самореализации и большего вовлечения в социальную, политическую и экономическую жизнь будет способствовать решению многих проблем и достижению большей устойчивости местных сообществ и страны в целом. Изменения должны коснуться и мужчин: их роль в обществе будет меняться благодаря принятию на себя гендерно нетрадиционных функций, таких как, например, воспитание детей.
Изменения необходимо проводить на разных уровнях, в том числе и на уровне «невидимых институтов», в частности запретительных установок, давая сигнал о недопустимости таких практик, как селективные аборты по гендерному принципу, пагубных для страны, которая переживает демографический кризис.
Возродить уважение к институту семьи и семейному наследию. Залог успеха любой нации и любого государства, по словам Конфуция, – крепкая семья, наличие системы ценностей, традиций и правил, а также лидер с благородными и высокими целями. По моему глубокому убеждению, семья и род являются одной из опор идентичности, благодаря которым армяне, где бы они ни жили, на протяжении веков составляли и продолжают составлять единый этнос. К сожалению, в XX веке, когда усилилась роль государства и его учреждений, семья и род стали утрачивать функцию института, служащего передаче традиций и знаний. Необходимо заново, в современном контексте, осмыслить роль и место семьи, найти гармоничный баланс в распределении функций между семьёй и государством, восстановить значение личной и семейной репутации, вернуть уважение к фамилии исходя из вклада семьи (династии) в развитие страны и общества.
Избавиться от мифов о самих себе и о мире в целом. Мифы и легенды – неотъемлемая часть культурной матрицы каждого народа. Здесь же речь идёт об ослепляющих и опасных иллюзиях, подменяющих собой реальность и мешающих нам принимать решения, адекватные тем вызовам и угрозам, которые в действительности стоят перед нами. Как уже было сказано, пребывая в эйфории победы и в иллюзии собственной непобедимости, мы не смогли обеспечить безопасность Арцаха, да и безопасность самой Армении оказалась под угрозой. Нам необходим беспристрастный анализ нашего прошлого и настоящего с опорой на факты, чтобы понять, в чём наши сильные и слабые стороны, и сообща решить, как построить страну, которую мы хотим оставить нашим детям, эффективно используя свои преимущества и умело обходя ограничения. Для выполнения поставленных задач потребуется создание открытого информационного поля и разработка системы действенных мер борьбы с «фейками».
Бесспорно, это лишь набросок, общий эскиз, который предстоит широко и открыто обсуждать, во многом уточнять и дорабатывать.
Продолжение следует…
Рубен Варданян,
эволюционный визионер, сооснователь Гуманитарной инициативы «Аврора», UWC Dilijan, FAST, Международной школы лидерства и профессионального развития «Матена» и других проектов