В Педагогическом университете недавно один из профессоров сказал мне: «Когда я вижу вас, я хочу обратиться к вам — Левон, потому что вспоминаю вашего отца». Я сказал, что это приятная и почетная «путаница».
Я думаю, что человек представляет ценность (также как гражданин, как член общества) только в том случае, если он является частью долгой истории, повествования. И в этом смысле он представляет не только сам себя, но и своих предков и потомков. Возникший с воздуха, абстрактный, без корней и не приносящий плодов человек (или, что то же самое — нация), точно так же растает в воздухе.
Что связывает человека с прошлым и будущим? То, что называется гражданским обществом (не путать с общественными организациями): семья, приход, религиозная община, профессиональное сообщество, клуб и т.д.
Горизонтальные связи, которые создаются между людьми, являются основой настоящей, а не имитационной демократии. Власти всегда стремятся к индоктринации людей, в крайнем случае, промыванию мозгов, чтобы они подчинялись их воле — воле властей. Гражданское общество стремится к солидарности, и чем сильнее солидарность, тем труднее навязать что-то на шею людям.
Читайте также
Если индивиды считают себя представителями одного клана, одного профессионального сообщества, одного вида, их деятельность приобретает определенный смысл, определенное направление.
Известный случай. Эразм Роттердамский пришел к Томасу Мору и начал разговор, не представившись. Через несколько минут англичанин воскликнул: «Либо ты Эразм, либо — сатана».
… Я вчера узнал, что библиотека Национальной академии наук, которой я пользуюсь с 1978 года, висит в воздухе, ее или перенесут в «Академгородок», или же… Те, у кого нет корней, прошлого и будущего, свою функцию видят в порче и разрушении.
… Недавно мы опубликовали статью о матери геолога Айка Мелик-Адамяна, профессоре консерватории Сусанне Аматуни. Мне фамилии Мелик-Адамян и Аматуни о многом говорят, а вам?
Арам АБРАМЯН