«На чьей вы стороне — Ирана или Израиля?» «Кого вы поддерживаете — Трампа или Харриса?» Мне часто задают такие вопросы. Более того, нередко требуют от меня однозначного ответа. Нормально, когда у людей есть свои симпатии и антипатии. Печально другое: процессы, происходящие в мире, особенно за последнее десятилетие, делают мышление людей, их язык и систему понятий все более примитивными. Всё сводится к двоичной системе: «0» или «1».
Эти “нули” и “единицы” проявляются в многочисленных расколах, часто довольно симметричных. Например, официальная пропаганда в России говорит о «патриотических силах», стремящихся восстановить былую славу страны, и «пятой колонне» Запада, которая якобы хочет разрушить страну. Официальная пропаганда в Армении (в лице “прозападных” говорящих голов) утверждает, что есть сторонники суверенитета страны и есть российская «пятая колонна», стремящаяся устроить переворот против Пашиняна.
Или, если говорить о сугубо внутренних «дебатах», одна группа утверждает, что спасение придет с Запада («соберем 50 тысяч подписей и вступим в ЕС»), а опасность исходит от России. Другая уверена, что спасение придет из России, а с Запада (в лице Турции) исходит только угроза. И этой двоичной системой мышления живут не только политики и общественные деятели, но и обычные граждане, не проявляющие публичной активности.
Попробуйте убедить таких людей, что мир гораздо сложнее, что существуют множество оттенков и фактов, которые не вписываются в эти схемы, — и ответ будет предсказуем: «Вы говорите, что не являетесь ни X, ни Y, но на самом деле вы либо скрытый X, либо скрытый Y». Проблема как раз в том, что их воображение не способно представить что-либо за пределами этой двоичной системы.
Читайте также
Мое предложение, как всегда, «идеалистично» и «оторвано от жизни». Те, кто обладает знаниями, кто называет себя «политологом», «аналитиком», «журналистом», «интеллектуалом» и так далее, должны прилагать усилия, чтобы объяснить людям всё богатство, сложность и многообразие мира. Сразу скажу: это безнадежные усилия. Но, как сказал герой известного фильма: «По крайней мере, я попытался».
Арам Абрамян