После катастроф 2020 и 2023 годов Армения стоит на пороге выбора в поиске устойчивых моделей управления. Более того, армянская политическая мысль нуждается в альтернативах и конструктивных дискуссиях. Система ценностей, национальная память и духовное наследие, формировавшиеся веками, могут и должны стать не только культурными столпами, но и подлинной основой управления. В данной статье предлагается альтернативная модель государственности, основанная на христианских нравственных принципах, общественной ответственности и национальном видении, объединенных общей целью преодоления политического и экономического кризиса.
Эта модель представляет собой инновационное сочетание традиций и современного управления. Христианство как неотъемлемый компонент национальной идентичности не вытесняется из публичной сферы, а, наоборот, гармонично интегрируется в конституционные рамки, закладывая основу для порядка, в котором приоритет отдается духовным ценностям, образовательной и культурной преемственности, а также переосмыслению жизненно важных связей между диаспорой и Арменией.
Официальное название государства: Христианская Республика Армения
Новый конституционный строй признает Армянскую Апостольскую Святую Церковь государственной церковью. Церковь должна не только получать поддержку и защиту со стороны государства, но и нести национальную ответственность за формирование общественной нравственной повестки, укрепление национальной памяти и служить символом коллективной ответственности.
Читайте также
Конституция не предусматривает полного разделения церкви и государства: Армянская Апостольская Святая Церковь конституционно имеет привилегированный статус.
Стоит отметить, что аналогичный статус церковь также имеет в государствах-членах Европейского союза: Дании и Мальте. Евангелическо-лютеранская церковь Исландии официально является национальной церковью Исландии. До недавнего времени церковь Норвегии также являлась государственной. Поправка к конституции 2012 года несколько изменила этот статус, предоставив церкви большую автономию. В демократической Коста-Рике официальной государственной религией является Римско-католическая церковь.Также следует отметить доминирующую и особую роль Греческой православной церкви в греческой конституции.
Однако эти модели не игнорируют гражданские свободы. Конституция гарантирует свободу совести и вероисповедания. Никто не принуждается следовать каким-либо религиозным учениям. В повседневной жизни и в управлении Армения должна быть светской, как и вышеупомянутые страны.
Независимо от того, станет ли Армения президентской или останется парламентской республикой в соответствии с новой конституцией, предлагается реформа политической системы, основанная на укреплении партийного поля и подотчетности, с максимум пятью политическими партиями. Все политические партии должны объединиться в два основных течения: либеральное и консервативное, а три исторические партии: АРФ (социалисты), Рамкавар (демократ-либералы) и Гнчакян (социал-демократы) должны действовать из центральных офисов, расположенных в Армении. Помимо Конституции, это должен регулировать и новый закон о политических партиях в Армении.
В целях повышения квалификации депутатов парламента предлагается установить, что не менее 60% депутатского корпуса должны быть юристами и иметь не менее 10 лет профессионального стажа. Это направлено на повышение уровня правовой грамотности законодательного органа и культуры разработки и принятия законов.
В качестве символа тесного сотрудничества духовенства и государственной администрации следует предусмотреть, что 10 архиепископов и епископов Армянской Апостольской Святой Церкви должны быть членами парламента не путем выборов, а в конституционном порядке.
Учитывая нехватку человеческого капитала и ограниченные возможности в Армении, Конституция должна пересмотреть масштабы участия диаспоры, разрешив специалистам из диаспоры участвовать в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти Армении в качестве живых звеньев общеармянской мысли и потенциала.
Наконец, одним из столпов новой модели станет укрепление системы сдержек и противовесов для предотвращения доминирования какой-либо одной ветви власти. Это обеспечит сбалансированную и авторитетную политическую систему, основанную на подотчётности и ответственности.
Только такая модель обеспечит совместную деятельность государства, церкви и диаспоры ради устойчивого развития Армении и армянского народа. Когда эти три столпа объединены общим глобальным видением, они смогут объединить свои уникальные ресурсы и опыт для решения стоящих перед Арменией задач. Государство обеспечивает систему управления и стратегию, Церковь – моральное лидерство, единство и любовь к нашему народу, а Диаспора – глобальные связи и инновации. В нынешних условиях только эта троица может защитить суверенитет Армении, сохранять национальное наследие, восстанавливать и укреплять государственные институты, развивать науку и образование, содействовать экономическому развитию.
Мы не знаем, что мы намного сильнее, чем думаем, мы забыли, что в нашей личной и национальной жизни есть великая сила… Я имею в виду наше духовное терпение.
Достаточно оглянуться на тысячелетия армянской истории и задуматься, как армянский народ смог преодолеть эти несчастья, лишения, опасности, испытания, геноцид, землетрясение, войны и эти унижения. Как велика была наша выносливость, наше упорство, наше великое искусство не сдаваться, строить на руинах и восставать из пепла… И если мы утратили наше духовное терпение, то мы должны снова обрести его и восстановить в себе, иначе Армения потерпит крах…
Арсен Гаспарян
доктор политических наук
Председатель Ex Oriente Союза востоковедов Армении