Несколько дней тому назад в Марселе президент РА Серж Саргсян, говоря о Турции, считавшей себя европейской страной, высказал мнение о том, раскается ли когда-нибудь руководство этой страны в совершенном Геноциде армян. Президент вспомнил канцлера Германии Вилли Брандта, который, осознавая совершенное его страной преступление, опустился на колени перед мемориалом погибшим в Варшавском гетто. Напомню, что еврейское гетто в Варшаве было создано нацистами в 1940г после оккупации Польши. В течение существования гетто за 2,5 года больше чем 400тысяч жителей гетто умерло с голоду и от болезней или было убито. В 1970г 7 декабря канцлер Германии Вилли Брандт после подписания договора об улучшении отношений между его страной и Польшей, отправился на то место, где раньше находилось гетто, для возложения венка. Во время этой церемонии он неожиданно опустился на колени и простоял так в молчании несколько минут. В дальнейшем он писал об этом: “Я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов. Таким образом, я почтил миллионы жертв”.
Почему Брандт поступил так? Из большой любви к евреям? Он получал удовольствие от покаяния? Нет, он поступил так не из любви к евреям и не из личного удовольствия. Канцлер поступил так лишь ради своей страны, ради Германии, поскольку понимал, что без покаяния его страна не сможет развиваться, идти вперед. С уверенностью можно сказать, что именно благодаря мудрой политике Германия быстро стала развиваться, и сегодня она одна из самых развитых в экономическом и политическом плане стран Европы.
Давайте посмотрим, что сказал турецкий политический деятель о покаянии (согласно tert.am). “Пусть никто не сомневается, мы знаем, как свести на нет все негативные действия против нации… Никто не сможет заставить турок преклонить колени”. Напомню, что это слова ни члена какой-то маргинальной националистической группировки, а слова министра Турции по отношениям с ЕС Эгемена Бахыша относительно заявления Сержа Саргсяна. То, что он не понял или сделал вид, будто не понимает о чем в действительности говорил президент РА, свидетельствует именно о том, что Турция слишком далека от Европы и ЕС.
По правде говоря, это все очень напоминает реакцию наших бывших чиновников, когда призываешь их говорить об их проступках: “Как бы не так, посмотри лучше на то, что ты делаешь”.
Читайте также
Арам Абраамян