Лента новостей
Новости дня

Почему масса не становится критической

28 января,2013 10:20

В истории независимой Армении постоянной проблемой оппозиции было так называемое накопление «критической массы». Исходя из того, что в течение 20 лет власти у нас не пребывали в той форме, в какой хотелось оппозиции, то есть, не происходило революций, сравнимых с революциями в Грузии, Украине, арабских странах, то это значит, что «критическая масса» в нашей стране никогда не накапливалась. То есть, на улице никогда не было столько людей, чтобы готовность власти применить силу (которая была, есть и будет) становилась бессмысленной и неэффективной. И здесь встает вопрос: речь идет только о количестве, или также и о качестве?

Но сначала о количестве. В 1988-ом году комитет «Карабах» объявил, что на площади Свободы находится 1 миллион человек. О сотнях тысяч людей говорили в 1990-х – АРФД и партия «Национально-демократический союз», в начале 2000-х – Народная партия Армении и партия «Республика», в 2008-ом – сторонники Тер-Петросяна. Эти цифры ложные. Осведомленные (уверяю, действительно осведомленные и профессиональные) источники заверяют, что конкретно на Театральной площади может собраться максимум 36 тысяч человек, а если прибавить те территории, где сейчас располагаются кафе, а также территорию Лебединого озера, где демонстранты всегда стояли более редкими группами, эта цифра в лучшем случае может удвоиться. О примерно таком же числе людей можно говорить и про собирающихся на пространстве от лестниц Матенадарана до «Пончиканоца». Следовательно, оппозиция во время своих наивысших митингов в лучшем случае собирает несколько десятков тысяч человек.

Это немало. На площади Тахрир, Майдане или проспекте Руставели людей собиралось не больше. Почему же тогда там масса была критической, а у нас – не критической? Обычно с одной стороны отмечают тактические ошибки лидеров оппозиции, с другой стороны – решимость властей применить силу. Это, конечно, весомые факторы, но не думаю, что в своей «сумме» они сильно отличаются от стран с «удавшимися» и «неудавшимися» революциями. Мне кажется, разница в удельном весе активных, «пассионарных» граждан. Людей, готовых бороться «до конца».

Давайте посмотрим, кто составляет часть этой «массы». Не вообще, а в возможных митингах оппозиции в Армении сейчас. Доставленные из районов люди, которые должны обеспечить «массовость», являются в основном активистами структур оппозиционных партий, как правило – друзья и родственники местного лидера. Содержать их в Ереване в течение 2-3 дней – проблема (в том числе и материальная). Кроме того, у людей имеются свои дела, земля требует каждодневного ухода. К другой большой группе относится ереванская люмпенизированная масса – беднота, в основном из числа людей в возрасте, которые страстно проклинали, проклинают и будут проклинать любую власть и любого президента. В деле революции возлагать на них надежды было бы также близорукостью. Определенную часть составляют мелкие и средние государственные чиновники, которые лелеют тайные надежды, что после смены власти станут более крупными чиновниками и начнут брать взятки в более крупных размерах. К этой категории близки бывшие должностные лица, которые надеются, что после смены власти продолжат свой прерванный «кайф». Отставим в сторону и их.

Ударную силу революции составляет молодежь, в первую очередь – студенты, которые, прежде всего, искренне верят в идеи, провозглашенные оппозицией, и во-вторых – не связаны страхом потерять собственность и работу. Достаточно ли этой группы для того, чтобы превратить массу в «критическую»? Мне кажется – нет. К молодежи должны присоединиться сознательные граждане среднего возраста, у которых есть работа или собственность, но которые уверены, что страна идет по неправильному пути, и они готовы

исправить этот путь. Обычно эти люди «массово» присоединяются во время выборов и особенно после них, когда чувствуют, что их голоса «не достигли до назначения».

Но для того, чтобы вывести этих людей на площадь, следует принять участие в выборах. А те, кто 5 лет «управляли» этой массой, в этих выборах не участвуют. Речь идет об Армянском национальном конгрессе (АНК), которому никто не мешал выдвинуть на выборах своего кандидата или поддержать кого-либо из числа других. В сложившейся ситуации – или АНК придется ждать удобного случая, или же труд «привести горожан на площадь» должна взять на себя какая-нибудь другая сила.

 

АРАМ АБРАМЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать