Будущее Армении и Карабаха в европейской интеграции
(Начало в предыдущем номере)
Когда звучат мнения, что сделанное 3 сентября в Москве заявление Сержа Саргсяна о вступлении РА в Таможенный союз не было неожиданным решением, принятым под давлением за один день, это в каком-то смысле действительно так. Внутреннее давление было весьма сильным и до Московского решения, оно есть даже сегодня.
Выступивший на днях с интервью для украинского сайта «Зеркало недели» Давид Шахназарян, затронув решение Армении о членстве в ТС и побудительных причинах этого шага, отметил, что Москва имеет в Армении определенные рычаги для оказания давления во внутриполитической сфере: «В стране есть такие политические силы, как «Процветающая Армения», Дашнакцутюн, Армянский национальный конгресс и другие, которые действуют в рамках интересов России».
Читайте также
Вспомним, какую атаку организовали находящиеся под русским влиянием различные деятели в пресс-клубах и в своих интервью, уверенно – вовсе не случайно, а целенаправленно, поначалу для спасения Армении от Европы, а затем стало ощущаться «повышение градуса» и в отношении Нагорного Карабаха.
Гарантом безопасности Нагорного Карабаха является армянский солдат, какие бы ни происходили геополитические перестановки в пользу то одной, то другой стороны, бесспорно одно – опирающиеся на общечеловеческие ценности, взявшие курс на европейское развитие Армения и Нагорный Карабах являются единственными гарантами безопасности и защитниками Арцаха.
Несколько дней назад заместитель председателя АНК Левон Зурабян во время выступления в передаче «Урвагиц» телекомпании «Кентрон» отметил: «Вы в курсе, что такое Таможенный союз или Соглашение об ассоциации, Договор ГВЗСТ? Проблема в том, что люди выступают с суждениями о процессах, но не имеют абсолютно никакого представления ни об их сути, ни о последствиях подписания». Согласно сайту «ilur.am», он также добавил, что: «Четыре года вели переговоры вокруг евроассоциации, потратили много денег, должностные лица говорили, что мы соберем очень серьезные дивиденды, пробудили какие-то надежды, а затем во время одной встречи становится ясным, что на самом деле вся программа вступает в конфликт с интересами России, нам угрожают в вопросе безопасности, это может повлиять на Карабах, и курс Армении меняется на 180 градусов».
Неужели сопоставимы друг с другом пока еще не существующая структура Путина и действующий единый рынок ЕС? Тот ли это случай, когда следует требовать публичности документов, тыча пальцем в Карабах, когда ясно, что Соглашение об ассоциации с ЕС и применение европейского законодательства представляет собой уникальную возможность для вхождения Армении в рынок ЕС? Просто жаль, что проблема Нагорного Карабаха является еще одним «предлогом» для осуществления смены власти и сохранения власти (как это утверждали члены команды Тер-Петросяна после смены власти в 1998 году), или в качестве «самого весомого» аргумента в поддержку сохранения Армении под российским влиянием.
Главное, чтобы остались довольны караханяны
Сейчас можно предположить, что Карабах уже в надежных руках. «Профессиональная задача серьезных экономистов – выяснить, рассчитать возможности, открывающиеся для Армении этим соглашением, и ограничения, которые ставятся перед Арменией. Это следует серьезно взвесить. Пока этого не будет сделано, я не могу давать никаких оценок», – отметил в своем недавнем выступлении Тер-Петросян, избегая давать конкретную оценку решению о вступлении в Таможенный союз.
Хотя в эти дни публикуется достаточно исследований о драматической ситуации в экономике РФ, о снижении уровня жизни в этой стране, тем не менее, это вряд ли удостоится внимания со стороны АНК. Мы считаем, что Конгрессу в этом вопросе может помочь исключительно Смбат Караханян, который в неделю раз давал интервью и объяснял, какие бедствия ожидают Армению, если мы откажемся от Евразийских интеграционных процессов и подпишем Соглашение об ассоциации с ЕС. «Если в такой ситуации Армения подписывает договор, то Россия для защиты своего внутреннего рынка будет вынуждена пойти на четкие шаги. Это касается и Армении, и Украины, и Молдовы. Чиновники говорят об этом открыто, но говорят и представители власти РФ, все. Я говорю четко, что это позиция властей РФ, и эта ситуация для Армении опасна», – отметил Караханян в своем недавнем интервью «1in.am». А затем он высказал весьма примечательную мысль: «Если Армения выразит желание состоять в Таможенном союзе, РФ была бы заинтересована всеми возможными и невозможными способами решить вопрос наземного коридора.
Этот вопрос также существует, но он не озвучивается на официальном уровне, хотя у РФ имеются определенные проекты касательно разных дорог. В официальных позициях это отсутствует, т.к. это вопрос будущего, но РФ решила бы этот вопрос, если бы Армения пошла в этом направлении интеграции. Я не говорю, что этот вопрос решился бы завтра, но вопрос уже поднят. Вы понимаете, что это нелегко. Но это уже бессмысленно, т.к. Армения уже делает свой выбор и должна определить свои пути. Сегодня я ожидаю ответов на несколько вопросов: что станет со статусом Карабаха и Нахичевана, с экономическим положением Армении?».
Остается дождаться, когда караханяны не только представят в ближайшее время ответы на все поднятые ими же самими вопросы, но и станут для армянской общественности глашатаями сообщений и решений о проармянских и патриотичных устремлениях Москвы.
Эмма ГАБРИЕЛЯН