Во время состоявшегося сегодня семинара на тему «Вызовы социально-экономического развития РА: Европа или Россия» экономист Ваагн Казарян представил основные различия между Таможенным союзом и Соглашением о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Aravot.am попросил г-на Казаряна простым и доступным языком представить читателям различия между двумя альтернативами (хотя сейчас уже ясно, в каком направлении будет идти наша страна). По словам эксперта, между классической торговлей и классическим таможенным союзом есть одно основное различие: «В случае с Таможенным союзом страна должна полностью предоставить свою внешнюю экономическую границу в распоряжение органов Таможенного союза, которые и будут принимать основное решение. А при свободной торговле страна помимо взаимной торговли использует свою внешнюю границу со всеми третьими странами и осуществляет экономическую политику исходя из собственных экономических и других интересов».
Касаясь нашего случая – Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли и Таможенный союз, г-н Казарян сказал: «В случае с СГВЗСТ мы уже имели ожидаемый ресурс довольно серьезной финансовой поддержки, который должен был покрыть все поле наших услуг с тем, чтобы обеспечить совмещение европейских требований и стандартов с нашей экономикой. В случае с Таможенным союзом этого нет, все туманно, и непонятно, какими ресурсами мы должны привести процедуры нашей внешней границы в соответствие требованиям ТС».
В своем выступлении на семинаре Ваагн Казарян отметил, что ни в одном из существующих в мире нескольких таможенных союзов нет такого прецедента, чтобы какой-либо член союза не имел с ним общей границы.
В ответном слове представитель Министерства экономики РА Гагик Кочарян попытался убедить, что были проведены серьезные изучения и анализ с тем, чтобы найти пути преодоления этого запрета, и по сути этот вопрос уже решен. Отвечая на вопрос, насколько приемлемо для него это объяснение, г-н Казарян ответил: «Объяснения в любом случае приемлемы, потому что сами по себе содержат что-то рациональное, но… Что значит Таможенный союз? Это значит, что твоя внешняя граница является общей. В нашем случае мы, не имея общей границы, изолируемся, и наша внешняя граница становится границей Таможенного союза. Но это же моя граница, почему я должен предоставлять ее другому?» Кроме того, в случае присоединения к Таможенному союзу, с которым у нас нет общей границы, мы не освобождаемся от таможенных процедур, которые и являются целью подобных союзов. «Мы фактически не освобождаемся от таможенных процедур, что при Таможенном союзе необходимо для того, чтобы товары при перевозке не проходили процедуру. Товар перевозится из Ванадзора в Ереван без таможенной процедуры, но в этом случае она будет осуществляться будь то на границе с Грузией, Ираном или на какой-либо другой территории. Это означает, что Таможенный союз в его классическом понимании не действует. И это очень усложняет и делает почти невозможным получение всех тех преимуществ, которые могут быть при формировании таможенного союза».
Читайте также
Г-н Казарян коснулся и возможного повышения таможенных пошлин: «Таможенные пошлины однозначно повысятся для третьих стран. Со странами ТС пошлина будет нулевой, но у нас уже действует нулевая пошлина, так что в этом случае мы ничего не выигрываем. С другими странами действует упрощенная процедура – 0 и 10. Страны-члены ТС применяют довольно сложную процедуру. Например, при импорте в страны ТС свежего мяса взимается 5-процентная пошлина, в то время как в Армении она составляет 10 процентов. Кажется, что размер пошлины меньше, но здесь есть одно «но»: эти 5 процентов действуют только в том случае, если цена составляет не менее 8000 евро за тонну. То есть 5 процентов будут в том случае, если стоимость одного килограмма товара составит 200 евро. Но мы импортируем мясо за 4 евро, и в этом случае будет 200 процентов. Тогда чем выгодно присоединение к Таможенному союзу? – поинтересовались мы. В ответ г-н Казарян, улыбнувшись, сказал: «Сложный вопрос задаете. В экономическом поле я не вижу преимуществ, в политическом – преимущества, возможно, есть, но я о них не знаю». На вопрос, что будет с ценой на газ, наш собеседник ответил, что для населения стоимость газа, возможно, снизится, но это социальный, а не экономический, вопрос.
Мелания БАРСЕГЯН