В беседе с Aravot.am политолог Гагик Амбарян, анализируя прошедшие в воскресенье президентские выборы в Грузии и касаясь победившего кандидата – представителя партии «Грузинская мечта» Георгия Маргвелашвили, сказал: «Он представляет команду действующего премьер-министра Бидзины Иванишвили, и должен отметить, что до выборов не имел высокий рейтинг, так что он фактически избран благодаря Иванишвили. Конечно, Саакашвили тоже немало сделал для грузинского государства, но те крупные просчеты, которые он допустил и которыми воспользовались его соперники, привели к тому, что во время парламентских выборов он потерял правительство, а теперь уже и полномочия президента. И хотя вследствие внесенных в Конституцию изменений новый президент не будет иметь широких полномочий, какие имели предыдущие президенты, должен сказать, что для премьера это психологическая победа, поскольку президент и правительство представляют одну и ту же партию».
По словам нашего собеседника, несмотря на то, что во время выборов у Иванишвили были опасения, что в армянонаселенном Джавахке их кандидат не одержит победу, так как там были сильны позиции Нино Бурджанадзе и кандидата Саакашвили Давида Бакрадзе, после словесной перепалки между Саакашвили и Чахаляном Маргвелашвили набрал 70 процентов голосов и одержал убедительную победу.
«В годы своего правления Саакашвили подвел Грузию под контроль турецко-азербайджанского тандема – многие действующие в стране сферы контролируются азербайджанскими и турецкими предпринимателями. В годы правления Саакашвили в Аджарии и других регионах Грузии, в том числе населенном преимущественно армянами Джавахке, усилились позиции турок и азербайджанцев. Одной из причин этого стало строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалак-Карс, которое спонсировалось турецко-азербайджанским тандемом. Бидзина Иванишвили и руководимая им партия предпочитают вести независимую политику и показывать, что Грузия может занимать в регионе другую позицию. В отличие от Саакашвили, который проводил лишь прозападную политику, Иванишвили стремится также восстановить грузино-российские отношения, прерванные после пятидневной войны в августе 2008 года, когда Грузия де-юре потеряла два региона – Абхазию и Южную Осетию. В то же время должен отметить, что в течение тех месяцев, когда премьер-министром был Бидзина Иванишвили, его партия предприняла шаги по сближению с Республикой Армения и разработала программу реформ для социальной, образовательной и культурной сфер Джавахка. Своей политикой они также хотели избавиться от азербайджано-турецкого господства, что, к сожалению, удалось не в полной мере. В отличие от Саакашвили Иванишвили никогда не выступал с антиармянскими и провокационными заявлениями. Наоборот, он всегда выражал симпатию армянскому народу и в то же время отмечал, что было бы хорошо, если бы Грузия, как и Армения, проводила комплементарную политику. (По поводу того, что мы проводим комплементарную политику, есть некоторые сомнения, но это другой вопрос.) Иванишвили также заявил, что Грузия должна поддерживать одинаковые отношения с соседями. Тем самым он дал понять, что Турция и Азербайджан не могут диктовать ему, какую политику он должен проводить по отношению к Армении».
На вопрос, есть ли у нас, армян, повод завидовать грузинам в плане проведенных ими выборов, Гагик Амбарян ответил: «Я рад, что в регионе (я имею в виду Южный Кавказ) есть страна, где одна политическая сила без какой-либо истерики, без интриг, без черного «пиара», очень нормально, несмотря на недоброжелательные отношения, передала власть другой силе. Я, например, очень обрадовался тому, что Саакашвили, который до выборов камня на камне не оставлял от политики Иванишвили – как внутренней, так и внешней, проявил мужество, воспитанность, порядочность и поздравил своего политического соперника с победой. А это значит, что в Грузии власть была передана другой политической силе без каких-либо скандалов и напряженности. В плане выборов мы, конечно, намного опережаем Азербайджан, но уже достаточно отстаем от Грузии».
Читайте также
Нуне АРЕВШАТЯН