В субботу в центральном офисе Республиканско й партии Армении премьер-министр РА Тигран Саркисян и несколько членов правительства встретились с преподавателями ряда вузов и научными сотрудниками, с которыми обсудили положительные и отрицательныее стороны закона “О накопительной пенсии”. Во встрече участвовали министр финансов Давид Саркисян, министр труда и по социальным вопросам Артем Асатрян, министр образования и науки Армен Ашотян, руководитель аппарата правительства Ваче Габриелян, бывший заместитель министра финансов Вардан Арамян, заместитель председсателя Центробанка Нерсес Ерицян. Об этом в беседе с Aravot.am сообщил преподаватель Гюмрийского государственного педагогического института Гагик Амбарян. “Сперва премьеру показалось, что все собравшиеся – члены Республиканской партии Армении, однако потом выяснилось, что это не так. Главной темой была накопительная пенсионная система и ее положительные стороны. Премьера, наверное, удивило, что обсуждение проходило довольно активно. Присутствовали 2-3 хорошо подготовленных экономиста, которые задавали конкретные вопросы, что заставило Тиграна Саркисяна быть более бдительным. Премьер представил все положительные стороны пенсионной реформы, отметив, что люди почувствуют их уже со следующего года. Причем не только граждане, которые через 30 лет получат свою первую пенсию, но и все население страны, поскольку эти суммы будут направляться на развитие экономики”,- рассказал Гагик Амбарян. По его словам, нашлись участники, которые не согласились с объяснениями премьера, и в результате развернулась острая дискуссия. “В ходе встречи прозвучала интересная мысль. Министры заявили, что американская пенсионная система исчерпала себя, и сейчас, как выяснилось, американцы мечтают о том, чтобы и у них была внедрена та же система, которая сейчас внедряется в Республике Армения. Об этом, оказывается, мечтают и жители ряда европейских стран. В связи с этим меня очень заинтересовал один вопрос: как могла неэффективная и исчерпавшая себя пенсионная система существовать столько лет? Один из министров заявил, что в США экономический кризис начался с этой системы, но мы-то знаем, что кризис начался скорее всего с ипотечной системы”.
По словам г-на Амбаряна, Тигран Саркисян очень удивился, услышав о том, что в его стране есть ученые и преподаватели, получающие зарплату в 40 тысяч драмов. А министр финансов Давид Саркисян заявил, что это невозможно, поскольку средняя зарплата в сфере науки составляет 120 тысяч драмов. Потом выяснилось, что около 70-80 процентов участников встречи получают в лучшем случае 60-80 тысяч драмов. Зарплата же научных сотрудников институтов, находящихся в ведении Национальной Академии наук, составляет 40-42 тысячи драмов. Этот вопрос подняли двое молодых научных сотрудников Института геологии и геодезии НАН. Позже премьер согласился с тем, что заработную плату преподавателей вузов и научных сотрудников необходимо пересмотреть, пообещав на следующей встрече обсудить этот вопрос. Тигран Саркисян также сказал, что хотя удерживаемые с зарплаты пенсионные платежи составляет 5 процентов, однако они собираются повысить заработную плату. На вопрос, когда конкретно, премьер, к сожалению не ответил”,- сказал наш собеседник.
Встреча длилась больше двух часов. Однако, несмотря на прозвучавшую критику в адрес закона “О накопительной пенсии”, глава правительства заявил, что закон все равно должен вступить в силу и что это единственное будущее для пенсионеров нашей страны. В качестве обоснования своих слов Саркисян представил конкретные цифры, согласно которым в Армении на 500 тысяч работников приходится 550 тысяч пенсионеров, и расходы, требующиеся для этих 50 тысяч человек, тяжелым бременем ложатся на госбюджет.
В рамках пенсионной реформы были даны разъяснения о том, как будут регулироваться вопросы в случае отъезда граждан из страны, их нетрудоспособности, смерти до достижения пенсионного возраста. Премьер высказал мнение, что эта реформа подверглась критике со стороны общества, поскольку правительство не сумело представить ее в доступной форме.
Читайте также
Отметим, что встреча проходила без участия представителей СМИ.
Нуне АРЕВШАТЯН