Решение армянского руководства было как прогнозируемым, но вместе с тем неожиданным. Оно было как неожиданным, так и нежелательным не только для Европейского Союза, но и для традиционных оппонентов, таких, как Турция и Азербайджан, усмотревших в таком решении усиление роли России в регионе и снижение уровня их амбиций, как в экономическом плане, так и в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
До решения армянского руководства о намерении вступить в Таможенный Союз, Турции и Азербайджану было легко справляться с армянской дипломатией. Теперь же вполне очевидно, что значительная часть политической воли Армении будет передана России. Для Азербайджана это самое неприемлемое явление, которое откладывает решение проблемы Нагорного Карабаха на долгие и очень долгие годы. Очевидно то, что азербайджанскому руководству гораздо легче договариваться с армянскими, нежели с российскими коллегами, которые будут держать вопрос урегулирования в подвешенном состоянии.
Впервые за все время конфликта сложилась ситуация, при которой Азербайджан заинтересован в сильной в экономическом и политическом отношении Армении с ориентирами на Европу. Этим и объясняется оптимизм сопредседателей Минской Группы ОБСЕ по поводу последней встречи в ноябре 2013 президентов Армении и Азербайджана, выраженный словами: «президенты как никогда были близки к взаимопониманию…».
В рамках данной статьи невозможно описать все внешние факторы, влияющие на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Вместе с тем, я бы хотел отметить, что, помимо решения армянского руководства о присоединении к Таможенному Союзу, изменившему степень ожидания решения нагорно-карабахского конфликта и усилившему и без того влияние России в решении региональных проблем, события в Украине, безусловно, повлияют на процесс урегулирования НК конфликта. Если решение Армении о намерении вступить в Таможенный Союз, фактически, прошло безболезненно для имиджа России, то события в Украине, ставшие ответом на подобное решение украинского руководства, в своем финале стали серьезным фиаско для России.
Читайте также
Эти события повлияют и на поведение России в отношении Армении. Если отношение России к Армении до событий в Украине было демонстративно не партнёрское, то с провалом своей политики в Украине и, фактически, ее потерей из сферы своего влияния Россия будет срочно менять свое отношение к Армении. Еще одна потеря на Южном Кавказе означала бы конец гегемонии России на постсоветском пространстве…
Скоро мы увидим, насколько российское руководство гибко реагирует на вызовы, вызванные своей же политикой… Одно ясно: как Армения, так и Нагорный Карабах стоят перед большими вызовами, и от их сбалансированного самостоятельного подхода во многом будет зависеть и будущее решение карабахской проблемы.
Материал на сайте журнала «Аналитикон»
Карен ОГАНДЖАНЯН
Координатор Нагорно-Карабахского Комитета
“Хельсинкская инициатива – 92″
Степанакерт