Тему в передаче “Лицом к лицу” на сайте “Аравот” обсуждают вице председатель партии “Жарангуцюн” Армен Мартиросян и политолог Рубен Меграбян
Арам Абраамян: — Трое суток на границе сохранялась крайне напряженная ситуация. Какими целями задался Азербайджан, зачем он предпринял эти действия?
Армен Мартиросян: — Полагаю, все, можно сказать, началось с того момента, когда после сфальсифицированных выборов Серж Саргсян 3-го сентября принял “роковое” решение, объявил о вступлении Армении в Таможенный союз. С этого дня, пожалуй, и начали работать некоторые детали механизма часов этой ситуации. Не только этим обстоятельством обусловлено – были и внутренние азербайджанские факторы, но главным обстоятельством, я считаю, было именно это. По сути, мы лишились права являться международным субъектом, и Азербайджан для игроков стал более интересным. Азербайджан привлечь на свое поле желают и Россия, и Запад. Он сейчас пытается укрепить азербайджанские позиции – в дипломатическом, политическом плане. Второе — в Азербайджане имеют место внутриполитические проблемы. Мы видели, что за последний период времени послы различных страх, в том числе – посол Соединенных Штатов, заявляли, что в Азербайджане ожидается цветная революция итд., и мы постоянно видим, что в последнее время там арестовывают правозащитников, людей с оппозиционными взглядами.
А.А. – Если бы не было 3-го сентября, то Азербайджан не напал бы на нас?
Читайте также
Рубен Меграбян: — Не думаю, что одно с другим связано прямым образом, однако следует сказать, что если бы не было 3-го сентября, то наше внешнеполитическое положение сейчас было бы куда в более лучшем состоянии, чем сейчас. Этот вопрос имеет две плоскости: армяно-азербайджанскую – то есть, сам конфликт непосредственно, и другую – международную плоскость. Контекст конфликта непосредственно остается тем же: Азербайджан всегда будет пытаться показать, что нынешний статус-кво не гарантирует мир, и он должен быть изменен, и, периодически инициируя такие обострения, он об этом напоминает снова и снова. По поводу же международной плоскости следует сказать, что на такое наглое поведение Азербайджан “окрыляет” Россия, предоставляя наступательное оружие, и, тем самым, также воодушевляя и поддерживая режим Алиева, в то время, когда его критикуют на Западе. На всех западных площадках Россия в этих вопросах выступает защитницей Азербайджана номер один. Режим Алиева Россия рассматривает в качестве режима родственного, близкого по духу, поскольку они очень похожи по всем параметрам. К этому прибавляется еще и деструктивная позиция Турции. Доходит до того, что соболезнования, направленные этой страной в связи с последними событиями, относятся лишь к азербайджанским жертвам, и это делается на уровне министра иностранных дел. Это просто не укладывается ни в какие рамки — ни логические, ни нравственные.
А.А. – Азербайджан, стало быть, не ставит перед собой цель, во всяком случае – сейчас, отвоевывать какие-то земли, он понимает, что не сможет двигаться вперед, просто в политических целях обостряет ситуацию.
А.М. – Естественно, это было и в некоторой степени проверкой, испытанием сил: сможет ли в какой-то момент Азербайджан чего-нибудь добиться в полномасштабной войне? К счастью, благодаря самоотверженности наших солдат в очередной раз было доказано, что этому не бывать, и у Азербайджана нет никаких шансов достичь успеха в случае полномасштабной войны.
А.А. – Считаете, что в Азербайджане такое понимание есть?
А.М. – Я думаю, что есть. Полагаю, для них стало понятнее, что насколько бы они не обостряли ситуацию, насколько бы чаще не предпринимали эти действия, тем не менее, наш ответ будет мощнее. Тем более, что наше министерство обороны в очень правильное время распространило по этому поводу заявление о том, что будет нанесен самый жесткий ответный удар. Речь даже не шла о равноценности, а о жесткости, что я считаю очень правильным.
Подготовил Арам АБРААМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.