«Год назад 80% населения выступили с требованием справедливости и правосудия. Оно действительно был массовым и системным, воспринятым глубинной системой и принятой безнаказанностью», – такое мнение высказала 23 апреля исполнительный директор Фонда «Открытое общество – Армения» Лариса Минасян во время обсуждений на тему «Корпоративная ответственность в переходном правосудии и роль отдельных лиц и правозащитников».
По ее словам, после изменений, которые произошли в стране, для борьбы с такой устоявшейся системой несправедливости необходимо бороться с помощью какой-то системной реформы, которая называется правосудием переходного периода. По словам г-жи Минасян, внедрив правосудие переходного периода, можно уточнить, как происходили такие злоупотребления и становились привилегированными.
Подробности в видеоматериале
Читайте также
По словам Ларисы Минасян, когда из страны в течение 10 лет с помощью коррупции выводятся 10 миллиардов долларов, их отбирают у образования, здравоохранения, экологических и социальных прав граждан. По ее словам, правосудие переходного периода нужно для восстановления нарушенных прав людей: «Мы действительно совершили большой шаг – восстановили право, которое массово и постоянно нарушалось, право на свободный выбор. Достигнут значительный прогресс в сфере свободы слова, Армения передвинулась на 19 пунктов вперед, чего не было в прошлом. В какой-то степени восстанавливается экономическая конкуренция. Мы знаем, что это результат того, что исчезли злоупотребления, отсутствие политической воли».
По словам главы Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артура Сакунца, во многих случаях возникает вопрос, является ли Армения таким государством, в котором следует осуществлять правосудие переходного периода: «В прошлом году в докладе Freedom House Армения получила оценку в качестве консолидированного авторитарного государства. Выборы фальсифицировались настолько, что возникла проблема доверия к избирательной системе. Коррупция достигла такого уровня, что стала угрожать национальной безопасности – это более отчетливо проявилось во время апрельской войны. Вспомним также о сращении бизнеса и власти. Другими словами, мы можем утверждать, что произошел захват государства, и он носил последовательных характер, проявляясь в грубых нарушениях прав человека. На этом фоне вопросом повестки становится восстановление справедливости».
По словам Артура Сакунца, бархатная революция – это не разовая акция, а прекращение деятельности прежней системы.
«Конечной целью правосудия переходного периода является восстановление прав жертв, пострадавших вследствие грубых нарушений прав человека на протяжении многих лет, кроме того, они должны получать материальную и моральную компенсацию. Без надежной системы правосудия мы не сможем обеспечить восстановление справедливости», – убежден г-н Сакунц.