Один из моих друзей любил в шутку говорить, что Армении не нужна демократия: наш удел – диктатура. Выдерживал театральную паузу и добавлял:
— Дай Бог, чтоб просвещенная.
Идеями просвещенного абсолютизма западное общество прониклось в 17-ом веке. Мыслители Эпохи Просвещения мечтали о власти разума и рациональном государстве. И ожидали от монархов реформ. Правители того времени поддерживали и прислушивались к мыслителям. С реформами, правда, не очень спешили. Закончилось же все закономерно – Великой Французской Революцией, доказавшей, что просвещенный абсолютизм – это всего лишь упражнение в вольнодумстве. Очень красивое на первый взгляд и совершенно нежизнеспособное в применении к реалиям. Однако история (в лице Наполеона Бонапарта) подсказала нам другую модель — будоражащую умы до сих пор — просвещенную диктатуру.
Считается, что общество невозможно “улучшить”. По крайней мере все эксперименты по искусственному улучшению человеческой породы заканчивались ГУЛАГ-ом, концлагерями, культурной революцией в Китае и миллионами убитых красными кхмерами чересчур грамотных камбоджийцев. Даже Наполеон, прекративший революционный террор и восстановивший во Франции закон, довел страну до полного истощения, сильно сократив в войнах мужское население (мифы о свободе нравов француженок пошли именно оттуда).
Читайте также
Итак, история нам подсказывает, что просвещенных диктаторов не бывает. Бывают просто диктаторы. И ровно так же история нам подсказывает, что демократии эффективнее, богаче и влиятельнее. Так почему же диктатура нам, жителям Армении, намного ближе и милее?
Я долго думал над этим, и, кажется, нашел ответ: мы рассматриваем власть как привилегию, а не как работу. И любая, даже демократически избранная, власть оправдывает наши ожидания. Она начинает воровать, плодить коррупцию, выписывать себе премии. С этим всем можно было бы смириться — через это проходили все общества. Сложно мириться с другим: с уверенностью власть предержащих в том, что нам можно навязать любые, даже самые идиотские и невыполнимые законы.
Я очень хорошо помню, как во времена прошлого правления хотели лишить послеродового пособия женщин с большой зарплатой. Еще я помню, как в 90-ых принуждали водителей иметь огнетушители, как в 2008-ом в издательствах сидели цензоры, как у нас периодически обсуждают вопрос смены гимна, герба и флага (это занятие, я подозреваю, вечное), а сейчас заняты цензурой в социальных сетях.
Беда идиотских законов в том, что их невозможно соблюдать. Люди создающие такие законы отнимают у государства и у власти самый важный инструмент – рациональность, разумность, делая исполнение законов практически невозможным.
А мы, видя неисполненные законы, начинаем мечтать о следующем диктаторе.
Круг замкнулся.
С.Е.