Готовя эту колонку, я выписал 39 тезисов, встречавшихся мне в разных статьях, посвященных посткоронавирусному миру. Беда всех этих тезисов заключается в том, что цивилизованный мир, который об этом задумывается, мыслит совершенно иными категориями, слабоприменимыми и совершенно неактуальными в Армении. Нецивилизованный – с коронавирусом смирился.
Но так как я и ты, мой скромный читатель, считаем себя интеллектуалами, давай все же немного подумаем. Очевидно, что с коронавирусом нам придется жить еще какое-то время. Неизвестно, когда изобретут от него лекарство, или вакцину, а если и изобретут, то когда, и сколько это будет стоить. Разные эксперты называют разные сроки, но все сходятся в одном — коронавирус будет актуален еще год-полтора.
Во-первых, и мы здесь не исключение, люди довольно спокойно восприняли попытки государств влезть в их частную жизнь. Это довольно тревожный знак для тех, кто этим вопросом обеспокоен. С другой стороны, мы все делимся своими данными с Гуглом и прочими фейсбуками, так почему же нам не поделиться этими же данными с государством? На толерантность и терпимость к слежке первым (еще 20-го марта) обратил внимание Ной Юваль Харари. Его очень интересная статья “World after coronavirus” опубликована в Financial Times. В ней затрагивается слишком много глубоких тем, таких как доверие граждан к государственным институтам и не только, самоорганизация общества, важность образования. Тезисы совершенно не новые, но уж очень хорошо изложены.
Читайте также
Во-вторых, надо понимать, что человечество провалило тест на консолидацию, встретившись с глобальной, экзистенциальной проблемой. Многие, в основном интеллектуалы из США, безоговорочно обвиняют в этом администрацию Трампа, приводя в пример успешную борьбу с финансовым кризисом 2008-го года, и борьбу с эпидемией лихорадки Эбола в 2014-ом, когда США внесли неоценимый вклад в борьбу с этими проблемами. С коронавирусом каждой стране приходится бороться в меру своих сил. И мы все видим, как крупные и сильные государства сложно справляются с эпидемией. Тест на консолидацию провалили и мы в Армении. Провалившийся карантин и постоянно растущие числа зараженных тому прекрасное подтверждение.
В-третьих, и это уже касается нас, маленькие страны, в целом, неплохо справляются с самой эпидемией, но экономически пострадают намного сильнее крупных. Уже сейчас очевидно, что эпидемия и последующий карантин нанесли тяжелый удар по всей индустрии туризма в Армении. Настолько тяжелый, что неизвестно восстановится ли она. Ожидается сокращение трансферов, которые всегда играли важную роль в нашей экономике, цены на медь оставляют желать лучшего. Одним словом — этот, а, вероятнее всего и следующий годы будут не самыми сытыми.
В-четвертых, надо понимать, что карантин показал работодателям, что работать можно и из дому. Видеоконференции, чаты и прочие чудеса автоматизации ясно показывают на чем, и на ком можно сэкономить в эти непростые для бизнеса времена. Я бы ожидал серьезного пересмотра штатных расписаний и сокращения не самых нужных работников, а также перевода многих работников на работу из дому, с целью сокращения расходов на аренду.
В-пятых, мы совершенно неожиданно обнаружили, что в Армении, как и во всем мире зародился класс, который метко назвали Digital proletariat-ом. Это работники цифровых платформ (в нашем случае — таксисты, работники сферы доставки, и т.п.) вовлеченные в работу электронных сервисов.
Ну и под конец несколько линков, для тех, кому интересны вот эти вот интеллектуальные тексты:
https://www.ft.com/aftermath — раздел FInancial Times, посвященный миру после коронавируса
https://www.ft.com/content/19d90308-6858-11ea-a3c9-1fe6fedcca75 — вышеупомянутая статья Ноя Юваля Харари
https://www.theguardian.com/world/commentisfree/2020/may/06/better-world-coronavirus-young-europeans-democracy-universal-basic-income — очень интересные размышления об универсальном базовом доходе; автор уверен, что эпидемия подводит человечество к внедрению этой модели.
С.Е.