Так уж случилось, что всем лидерам независимой Армении за время своего правления пришлось задуматься о национальном единстве. Левону Тер-Петросяну – во время Карабахской войны, Роберту Кочаряну — после теракта 27-го октября, Сержу Саргсяну во время финансового кризиса 2008-го, а Николу Пашиняну – во время эпидемии коронавируса. Из этих четырех случаев единство имело место только во время карабахской войны, а все остальные призывы политики и общество оставили без внимания.
Кто-то скажет, что нельзя сравнивать карабахскую войну со всеми остальными проблемами – и будет прав. Кто-то, что во время карабахской войны и призывов не было нужно – и будет опять прав. Но дело не в этом – важно то, что имеют ввиду лидеры, призывая общество к единству и какое значение они вкладывают в это слово.
По странному совпадению, лидеры независимой Армении вспоминают о единстве именно тогда, когда сталкиваются с проблемой, которая имеет все шансы перерасти в катастрофу. И, действительно, с катастрофой необходимо бороться всем и вместе, потому что она угрожает тоже всем. Но, и здесь я опять побуквоедствую, необходимо понимать еще и что такое катастрофа. А вот это общество и лидеры понимают по-разному.
Для лидера, катастрофа, чаще всего, это опасность потери власти. Для общества – катастрофа – это экзистенциальный риск. Именно поэтому мы с ностальгией вспоминаем единство, которое привело нас к победе в карабахской войне, и именно поэтому не объединяемся ради поддержания чьей-то там власти.
Читайте также
Однако есть еще один аспект национального единства. Чаще всего, говоря о нем от нас ожидают прекращения критики и беспрекословного следования курсу правящей партии. Именно эта недосказанность и вынуждает общество сомневаться в благих намерениях власть предержащих. Желание власти избавиться от критики вызывает отторжение и недоверие.
В одной из своих прошлых колонок я, пересказывая статью Ноя Юваля Харари, написал, что эпидемия породила кризис доверия к власти по всему миру. В каждой стране он проявляется по-своему, но везде он имеет одни корни – власть, под видом борьбы с эпидемией хочет решить свои мелкие политические вопросы. Желание как понятное, так и простительное, но никак не способствующее национальному единству.
Для того, чтобы национальное единение случилось, надо в первую очередь перестать врать, выкручиваться и научиться признавать ошибки. Во-вторых, надо действенно продемонстрировать серьезность как самой проблемы, так и решимость с ней бороться, не избегая непопулярных мер и решений. В-третьих, осознать и объяснить обществу, что после завершения эпидемии мы все станем жить хуже и государству придется решать серьезные экономические проблемы.
Все это требует политической смелости, воли и ответственности — продуктов в современной Армении крайне дефицитных и, как следствие, крайне желанных.
С.Е.
Газета «Аравот»,
02.06.2020г