Лента новостей
Новости дня

Выборы-2021 и «Армения-2025»

09 марта,2021 21:25

Армения находится в поиске путей выхода из кризиса, и каждый по-своему пытается внести свой вклад в этом поиске. Нужно воздать должное экс-министру иностранных дел Вардану Осканяну, который осторожно дал старт деловой дискуссии, опубликовав статью под заголовком «Необходимо работать в трех направлениях». Премьер-министр Никол Пашинян одном из своих публичных выступлений также заявлял, что мы должны начать говорить о будущем, однако, по объективным или субъективным причинам, но этим и ограничился, во всяком случае, по состоянию на данный момент.

Итак, независимо от того, какое отношение или оценка имеется, или в принципе может быть в отношении возглавлявшего в годы правления Роберта Кочаряна армянскую дипломатию Вардана Осканяна, его роли в те годы, негативная «часть» которой, мягко говоря, не так уж и безосновательна, тем не менее, отраженные им на «бумаге» несколько важных идей достойны всяческого внимания.

Таким образом, что говорит господин Осканян? «Поезд внешней политики, особенно нагорно-карабахского процесса, сдвинулся с места. Теперь, когда он начинает набирать обороты, мы не ходим рядом, пытаясь прыгнуть внутрь, а стоим. Этот поезд скоро уедет со станции, если мы не начнем с ним быстро бежать, чтобы запрыгнуть на него. Для этого нам нужно работать в трех направлениях: дипломатическом, военном и международно-правовом», — бьет тревогу бывший министр.

Заключая изложение нескольких важных предложений по вышеуказанным направлениям, господин Осканян подчеркивает: «Если мы хотим, чтобы наши противники, друзья и соседи, а также международное сообщество слышали нас, уважали нас, воспринимали нас как регионального игрока, нам нужно не медлить в этих трех направлениях, чтобы начать показывать результаты, как только будет возможно. Более того, если это внутреннее упрямство и внешнее бездействие продолжатся, то, по моему глубокому убеждению, в не столь отдаленном будущем мы столкнемся с нахичеванизацией оставшейся части Арцаха, изгнанием армян из Сюника и даже его потерей».

Не преследуя цели оспаривать содержание текста, поскольку там по сути и оспаривать нечего, более того, готов поставить свою подпись под изложенным, тем не менее, несколько наблюдений необходимы для обеспечения целостности картины.

Указанные Варданом Осканяном направления, как то – дипломатическое, военное и международно-правовое, действительно потребуют нечеловеческих усилий, чтобы обеспечить определенные прорывы. В свою очередь, это также предполагает значительные усилия по ряду других, стратегических направлений, в частности, науки, образования, экономики, а это, в свою очередь, потребует масштабных инвестиций и институциональных усилий.

Абсолютно очевидно, что такая комплексная работа возможна в одном случае: когда государство как система здорова изнутри. Однако, также абсолютно очевидно, что наше государство в настоящее время совершенно испорчено – в самом широком и многоплановом смысле, и хотя бы в этом вопросе всеармянский консенсус имеет место быть.

Воздерживаясь от того, чтобы еще раз указать, чьей «поганой рукой», по чьему попустительству, по чьей неряшливости стала возможна констатация этого прискорбного диагноза и продолжая удерживать взгляд только вперед, нужно также зафиксировать, что в государстве с такой испорченной «начинкой» никакая деятельность в направлениях, указанных Осканяном, не может достичь цели и быть успешной.

В этом смысле, идеи внеочередных парламентских выборов, изменений Конституции вполне здоровы с точки зрения придания нового импульса государству и обществу на пути выхода из кризиса.

Однако, эти процессы останутся как самоцель, если не служат видению ближайшего будущего – для чего, чтобы служить какой сверхцели, для решения какой сверхзадачи?

Переход, скажем, к полупрезидентской системе правления может быть призван для более эффективного принятия решений и их реализации. Однако, возникает вопрос: решений о чем? Это будут решения, которые будут обслуживать какое видение?

То же – в случае внеочередных выборов. По итогам новых выборов новой власти будет вручен новый мандат. Однако, снова возникает вопрос: мандат на выполнение какой сверхзадачи? Ответ на этот вопрос должен начать вырисовываться с сегодняшнего же дня, сколько бы «вербальный мусор» не заполонил страну, и стать главной темой предвыборного периода. В конце концов, должно быть понятно, каково наше видение «Армении-2025», к какой Армении-2025 ведут наши политические действия в самом всеобъемлющем смысле слова?

У нас нет на данный момент всецелого «диагноза» произошедшего, и без этого мы вряд ли сможем сформулировать, каким, стало быть, должно быть «лечение»? Мы внутри не имеем сформулированных договоренностей о том, что мы не должны делать, без чего вопрос «а что будем делать?» будет продолжать оставаться безответным. Почему именно 2025? А потому, что именно в конце указанного года завершится оговоренный срок нахождения российских войск в оставшемся фрагменте Арцаха.

Как сложатся за предстоящие четыре года отношения Запад-Турция, Запад-Россия, Россия-Турция? Бесспорно, что возможности нашего влияния на них, по сути, равняются нулю, однако, однозначно, что в зависимости от них, ситуация вокруг нас может претерпеть невообразимые изменения. И если мы не будем говорить о том, что будем делать в условиях этих возможных изменений, то вообще какой имеет смысл разговаривать в Армении? Более того, даже еще раньше могут произойти процессы, которые нас попросту поставят перед фактом, как за последние сто лет происходило дважды, по сути, за считанные дни и уж точно не в самый благоприятный для нас момент. Указанные Осканяном задачи, в то же время, важны именно с точки зрения формирования видения, и будучи невооруженными подобным видением, без руля и ветрил, любое событие для нас может превратиться в форс-мажор, обуславливающий катастрофический финал.

В связи с воссозданием армии, ясно, что разговоры «инерционного» характера о том, что «мы вместе с нашим стратегическим союзником» будем делать не знаю что – не стоят одной российской копейки, поскольку однозначно: России самой нечего нам предложить ни в военно-политическом, ни в военно-техническом плане, и нам нужны другие решения, и источники этих решений – точно не в России. Параллельно с этим, все разговоры на темы «опирающейся на знания экономики», «научных прорывов» также – ведут в никуда, если Армения реально не будет интегрирована в глобальную научную и образовательную сеть, служащую прогрессу цивилизации.

Итак, предстоящие внеочередные выборы могут стать первым шагом жизненной важности на пути выхода из кризиса, если при этом будет обеспечено одно условие: эти выборы должны завершиться формированием и формулированием видения, которое будет одобрено большинством граждан. В случае его отсутствия избирательный процесс в нынешних политических условиях превратится в очередную бездарно пущенную по ветру возможность изначально. Нам нужна четкая картина: что мы должны сделать за четыре года! Следовательно, выход один: нацеливаясь на будущее, нужно начать говорить, честно инвентаризируя ошибки прошлого. А также научиться слушать.

Рубен МЕГРАБЯН

Фото – Smithsonian Magazine

Газета «АРАВОТ»
09.03.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031