— Можно ли на площади Ленина в Ереване изнасиловать женщину?
— Нет. Прохожие будут мешать советами.
Из анекдотов армянского радио
Было время, когда все разбирались в воспитании детей и футболе. Потом к этому набору добавилась литература, чуть позже – политика, а появление социальных сетей создало (и боюсь, что множит) класс экспертов по всему. С этим нужно мириться – я, по крайней мере, стараюсь – т.к. культура цифровой агоры создана именно такими персонажами, и они неотделимый признак нашего времени, которое, как известно, не выбирают.
Вообще сложно понять, что именно движет человеком, высказывающимся на темы, далекие от его профессионализма. На первый взгляд – это неуважение к профессионализму, как к таковому — уверенность в том, что «смекалка» (քթի ծակ) важнее знаний. На второй – тщеславие, желание продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство публике. На третий – потребность в признании, которую Маслоу расположил на четвертом, предпоследнем уровне своей пирамиды человеческих потребностей. Но я более всего склоняюсь к мысли о том, что это неосознанное желание не быть, а казаться. Нам всем знакомо это ощущение человека, вещающего с трибуны, ребенка, декламирующего стишок с табуретки, начальника, сидящего во главе стола. Это омерзительно сладкое ощущение всеобщего внимания, когда можно говорить не останавливаясь. Но большинству людей неясно, когда нужно остановиться и промолчать.
Читайте также
Меня учили, что вовремя промолчать – это, наверное, самое важное умение, которое интеллектуальный человек должен оттачивать всю жизнь, осознавая и трезво оценивая себя, оценивая весомость своих слов и не размениваясь на болтовню. Это умение происходит от отточенности и дисциплины мыслей и создает авторитет. И его повальное отсутствие делает соцсети тем местом, которое мы все тихонько ненавидим. Место, в котором мы испытываем то, что называется испанским стыдом — когда стыдно не за себя, а за кого-то другого. Когда ты видишь близкого человека, пишущего что-то такое, от чего у тебя шевелятся волосы на затылке.
Девальвация слова, возможность стереть статус, комментарий, неосторожно высказанную мысль и породили нашу толерантность к ошибкам. Мы легко прощаем вранье (а то и сами готовы соврать), мы смирились с низким уровнем дискуссий в сети, мы привыкли к тому, что наши политики постоянно манипулируют фактами. Что самое важное — мы осознали, что казаться действительно проще, чем быть.
Я долго думал, что с этим всем делать. И я решил почаще рефлексировать. Не спорить. Удалять из ленты тех, кто заставляет меня испытывать испанский стыд. Уделять больше времени профессии и семье, а не бессмысленным дискуссиям. И побольше молчать. Вот этой колонкой, к примеру, я промолчал об обострении на границе. Надеюсь, получилось.
С.Е.
Газета «Аравот»
18.07.2020г