Наверное, не нужно объяснять, как много мы, армяне, придаем значения окружению. По окружению мы судим о человеке, окружение дает оценку нашим достижениям. Светлана Лурье, наверное, самый глубокий и методичный исследователь армянской этнопсихологии (ее книгу “Ереванская цивилизация. Культурный код и политический миф современной Армении” я настоятельно рекомендую[1]) писала, что армянин живет окружением и ради окружения, тщательно его формируя всю свою жизнь.
Именно поэтому первое, о чем я задумался, когда Премьер Пашинян (а впоследствии и Президент Саргсян) поздравил Александра Лукашенко с победой на выборах — это компания. Вчитайтесь (а желательно прочтите вслух): Лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент России Владимир Путин, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Президент Молдовы Игорь Додон, Президента Вьетнама Нгуен Фу Чонг, Президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро, Член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад.
По причине дурной памяти я ничего не могу сказать про Додона, Додика и, особенно, Нгуена Фу Чонга. Но вот про остальных коллег по поздравлениям можно сказать одно — это лидеры очень разных, но авторитарных режимов.
Тут самое время задуматься, что же привело нашего Премьера (а вместе с ним еще и Президента) в эту чудесную компанию? Попытки найти ответ на этот вопрос в статусах депутатов от правящей партии не увенчались успехом: они привычно колебались с курсом партии, и многозначительно говорили о каких-то высших материях, нам — простым людям — недоступных. Всезнающие пользователи социальных сетей, в зависимости от своих политических предпочтений, предпочитали говорить, впрочем, как обычно, обо всем — от давления России, до предательства идей Бархатной Ненасильственной Революции. В течение этих обсуждений в Беларуси появился первый погибший в столкновениях, а число арестованных стало исчисляться тысячами.
Читайте также
Можно долго рассуждать о причинах. Но это неважно. Я для себя знаю вот что: человек всегда сам находит себе компанию. Сам строит себе окружение. И сам в/с этим окружением живет. Премьеру и Президенту захотелось быть в окружении Асада, Додона, Додика и Мирзиёева. И я им всем не судья.
Но одна мысль не дает мне покоя: 20-го февраля 2008-го года, на следующий день после президентских выборов, Николя Саркози поздравил Сержа Саргсяна с победой. И я очень хорошо помню, какими словами вспоминали этого Саркози люди, стоявшие на Площади Свободы.
И ты, мой памятливый читатель, тоже, наверное, помнишь?
С.Е.
[1] http://www.svlourie.ru/Erevan-civilization-cultural-code-politic-myth-of-modern-Armenia