Лента новостей
Новости дня

АРМЕНИЯ ПРОИГРАЕТ ПРОЦЕСС В ЕВРОСУДЕ

01 августа,2008 00:00

 считает Защитник прав человека РА Армен Арутюнян, имея в виду решения об арестах по делу “1 марта”
      
       — В своем первом письме, адресованном председателю временной комиссии парламента РА по изучению событий 1 марта, Вы указали на важность того, чтобы комиссия начала свою работу со всестороннего изучения событий утра 1 марта. Выяснилось, однако, что в этом плане ощущается нехватка фактического материала, имеется лишь присланная полицией видеозапись. Насколько реально выполнение Вашего совета в таких условиях? 
       — Я думаю, дело не только в материалах. Есть также чиновники, которых можно пригласить в комиссию для беседы. Но я бы не хотел забегать вперед и что-либо говорить, поскольку комиссия, возможно, их пригласит. Но даже если они не придут, это тоже будет что-то означать. Убежден, что можно восстановить общую картину утренних событий.
       — Насколько, на Ваш взгляд, эффективен стиль работы комиссии, в частности то, что она в основном изучает последствия 1 марта, проводит встречи с заключенными и так далее?
       — Мне кажется, сперва надо было дать оценку явлению, осознать его с точки зрения государственного строительства, а потом уже от общего перейти к частным случаям.
       — Ваше второе письмо, адресованное Самвелу Никояну, касалось применении ареста как меры пресечения в рамках дела “1 марта”. Успеет ли комиссия рассмотреть этот вопрос, если уже в октябре она должна представить заключение?   
       — Методология и деятельность комиссии в чем-то могут совпасть, а в чем-то – не совпасть с моими подходами. Однако я убежден, что каждый человек должен делать то, что от него зависит. В данном случае я представил все имеющиеся в моем распоряжении материалы по арестам. Причем представил не только материалы, но и свои оценки, в частности высказал несогласие с тем, что в этих случаях был применен арест, указал на допущенные ошибки.  Я, кстати, в связи с этим сослался на прецедентное право Европейского суда по правам человека. Что касается того, успеет ли комиссия до октября завершить работу, то должен сказать, что впереди еще 2-3 месяца, и я бы не хотел забегать вперед.
       — В заметках к этим материалам Вы отмечаете, что в ходатайствах, связанных с арестами, не указаны конкретные действия лица, не мотивировано, на каком основании сделан вывод о том, что обвиняемый может скрыться от предварительного следствия и так далее. Вы сослались на решения Евросуда, в которых подобные действия расценены как нарушение конвенции. Учитывая это, можно предположить, что если эти дела дойдут до Страсбурга, Армения опять их проиграет. Так почему они не считаются с Вашими предупреждениями?   
       — Мы к этому уже привыкли. Так, например, мы отмечали, что с точки зрения права на собственность ситуация в стране безнадежна. В течение 5 лет ни один гражданин не выиграл дело в суде, но нас никто не слушал. Между тем уже по делу Чгряна, первому делу от Армении в Евросуде, правительство выразило готовность пойти на мировую. А ведь так поступают в том случае, когда сомневаются в возможности выиграть процесс. Мы говорили о необходимости проводить справедливые судебные слушания, но никто внимания не обращал. И появилось дело Микаела Арутюняна, по которому в Евросуд было направлено письмо следующего содержания: да, применение пыток подтвердились, но это делалось во имя справедливости. Это уже средневековье какое-то. Мы говорили о плачевном положении дел в сфере свободы слова, но это тоже никого не интересовало. И мы проиграли дело “А1+”. Если такой подход сохранится, подавляющее большинство дел в Евросуде мы проиграем.
       — Примерно неделю назад Вы сообщили начальнику Полиции и главе Службы нацбезопасности о том, что к Вам обращаются лица, которые утверждают, что в рамках дела “1 марта” правоохранительные органы посредством физического и психологического давления добиваются от них показаний против других лиц. Что Вам ответили?   
       — Мы уже зарегистрировали 4-5 подобных случаев. Так, один из граждан сообщил, что находится в бегах, поскольку на него оказывалось давление с целью добиться показаний против другого лица. Число таких случаев увеличилось, что вызывает обеспокоенность. Все это либо надо обоснованно опровергнуть, либо… Однако ничего не делается, никакого ответа нет.  
       — На предстоящем 11 сентября заседании мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы председатель ПАСЕ и комиссар по правам человека СЕ должны представить доклады по Армении. Осознали ли власти, что их ожидает, если они будет продолжать держать людей в тюрьме по политическим мотивам?  
       — Я встречался с обоими и могу сказать, что они действительно занимают довольно жесткую позицию. Председатель ПАСЕ даже сказал мне: “Г-н Арутюнян, пусть Вас не удивляет моя жесткая позиция. Я не дипломат, я политический деятель, и я прямо говорю: если помимо комиссии по изучению событий 1 марта не будет создана группа по сбору фактов, а люди, арестованные по политическим мотивам, останутся в тюрьме, последствия будут катастрофическими. Так что пусть власти решают, что делать и как делать. Недавно несколько человек были освобождены, и это можно расценивать как положительный шаг. Но председатель ПАСЕ сказал, что даже если в тюрьме останется один человек, вопрос не будет считаться решенным. Я убежден, что нам необходимо предпринять шаги по преодолению последствий “1 марта”. Эта ситуация имеет судьбоносное значение для построения нашей государственности. Во многих постсоветских странах уровень демократиии не выше, чем у нас, однако они останутся в Совете Европы, а по отношению к нам будут применены санкции. Пока этот вопрос не будет решен, мы не сможем уверенно говорить о дальнейшем процессе государственного строительства.    
       
      

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать