Этот простой принцип может «двигать недвижимое»
Люди, изменившие мир в 20 веке – Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, сделали больше, чем всякого рода революционеры, строившие баррикады и штурмовавшие дворцы. Первый из них – Ганди разработал концепцию ненасильственной борьбы против зла. Идея была проста: отказ от сотрудничества с английскими колониальными властями, бойкот государственных учреждений и иностранных товаров, отказ платить налоги, неповиновение более нетерпимым законам. Принципами этого движения были полная гласность и открытость, публичное уведомление обо всех действиях, решение прибегать к более сильным, действенным средствам, тогда, когда испробованы более слабые: «Англичане не завладели Индией,- говорил Ганди, — мы им отдали ее. Они находятся в Индии не благодаря своей силе, а потому, что мы держим их здесь». Следовательно, для того, чтобы изменить ситуацию, он призывал изменить свое восприятие.
Философия Ганди является слиянием национальной и европейской культур. Известно, что высшее (юридическое) образование он получил именно в Англии, и соединение индуизма, буддизма и христианства было его мечтой. Со всеми различиями, эти три религии широтой мышления и терпимостью отличаются от других. Для Ганди еще одним источником вдохновения являлось учение Льва Толстого. Он признавался, что концепцию ненасильственной борьбы против зла он в большой степени перенял у русского писателя.
«Закон насилия и закон любви» — так называется одна из самых значимых литературных трудов Льва Толстого, написанная в 1908 году, в ней 80-летний писатель обобщает свои размышления о свободе, справедливости и о методах их утверждения. В частности, он видел, какими методами власти его страны боролись против восстаний, находя для этого определенное обоснование: а что делать с этими подлецами, пусть не кидают в нас гранаты, а мы не будем их вешать. Но Толстой был уверен, что столь же жестоки и революционеры, желавшие уничтожить землевладельцев и капиталистов. Осознавая, что идут против человеческой природы, они боятся, лгут и пытаются посеять в себе зло, чтобы не видеть истину, подавить в себе голос истины. Между тем как, согласно мнению русского писателя, спасение людей не в революциях, рабочих объединениях и конгрессах мира. Путь более прост: любой человек, которого побуждают участвовать в насилии по отношению к своим братьям или к самому себе, осознавая свое духовное «я», должен с сомнением спрашивать: «а почему я должен делать это?»
Читайте также
Из подобных источников начинается философия Махатмы Ганди. Конечно, он не только мыслил, но и действовал. Но его действия имели четкую гуманистическую направленность. В ненасильственных методах Ганди многие из его сподвижников видели только хорошие средства для достижения независимости Индии. Сам Ганди, сколько бы ни было это важным для него, на первом месте ставил борьбу за Человека. Это принципиальный момент, так как если речь всего лишь о ненасильственных «технологиях» (например таких, какие описаны в трудах Джина Шарпа), то из этого ничего хорошего не выходит.
«Технологии» могут привести к «победе» данной силы, но победа не может привести к миру и благополучию, так как определенные духовные каноны не стали принципами отдельных людей и всего общества. Проблема в том, что борьба в мире ведется не между хорошими и плохими людьми, это борьба между добром и злом в душе каждого человека. «Каждый человек,- писал Ганди, — может отвергнуть зло, и оно перед этим решением будет бессильно».
В конце концов, вопрос в следующем: преобразование происходит изнутри наружу, или снаружи внутрь? Люди, подобные Ганди (Толстому, Паскалю, Эразму) твердят, что эффективен только первый путь. Для того, чтобы изменить что-то, должен измениться ты сам и никогда не говорить, что ты достиг совершенства и сейчас «ход других».
В конце еще одна цитата Льва Толстого. «Общественная жизнь может стать лучше только посредством самопожертвенности людей. Говорят, одна ласточка не делает весны. Но неужели от того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, которая уже чувствует весну, а дожидаться. Так и мы: для того, чтобы утвердить царство Божье мы не должны думать – первая ли я ласточка или 1000-ая. Делай дело своей жизни, выполняй волю Божью и будь уверен, что таким образом ты будешь способствовать улучшению общей жизни».