Когда армянский политикум грызся из-за коронавируса, пытаясь сделать на нем свой мелкий сиюминутный гешефт, никто еще не осознавал от чего именно мы, плохо или хорошо, защищаемся. Коронавирус казался, а многим кажется и до сих пор, чем-то далеким и нереальным. Чем-то, что может случится только с китайцем, завтракающим летучими мышами.
Ничего не предвещало беды, и социум привычно переквалифицировался в эпидемиологов и микробиологов, забросив на время повальное увлечение конституционным правом. Власть и оппозиция привычно состязались в троллинге, фейсбук привычно распространял знания, почерпнутые 20 минут назад в википедии, все было как обычно. Эта постылая тягомотина лениво раскручивалась, чтобы предсказуемо затихнуть через 3-4 дня, пока не случилась вспышка коронавируса в Иране. И вот с этого момента история приобрела совершенно новые оттенки.
Вдруг оказалось, что все намного серьезнее, чем всем ожидалось и хотелось, и в воздухе повисло ожидание паники. Ожидание непредсказуемого. Немного страшного, демонстрирующего всеобщую беззащитность.
Выяснилось, что коронавирус поражает не только китайцев, иранцев и корейцев, которых значительная часть нашего общества привыкла считать ниже себя, а еще и европейцев. И все они оказались такими же беззащитными и уязвимыми.
Читайте также
И вот когда эпидемия коронавируса спровоцировала первое экономическое потрясение, обвалившее цены на нефть, курс рубля и американские фондовые рынки, до нас потихоньку стало доходить.
Как бы мы этого ни пытались этого избежать, мы, все же, часть большого мира. И этот большой мир не в состоянии нас защитить, как он обычно это делал. Нет, большие дяди нам, конечно, передали немного тестов и чуть-чуть просветили о способах предотвращения заразы. Но не сделали самого важного – не объяснили, как со всем этим жить. Вернее, они-то предполагают, что мы это знаем сами.
Ожидалось, что мы знаем, что нужно мыть руки. Не только после посещения туалета и перед едой, а вообще. Что не нужно организовывать многолюдных мероприятий. Что нужно объявлять карантин в учебных заведениях. Что нужно изолировать потенциальных носителей и учить людей элементарным правилам гигиены. И я уверен, что этот список не окончательный.
Коронавирус преподает человечеству урок – урок того, что невежество наказуемо. Что сода, лимонный сок, алкоголь и молитва не спасут человечество от заражения. И этот урок, как и любой другой, не дастся нам легко.
Но есть еще один урок – локальный. Который коронавирус преподает именно армянскому обществу. Я очень надеюсь, что мы поняли, что сиюминутные выгоды бессмысленны, когда стоит вопрос выживания. Что мы – небольшая часть большого человечества. И что мы не лучше и не хуже китайцев, иранцев, итальянцев и корейцев.
Я вот написал, что надеюсь, и понял, что для надежды у меня слишком мало оснований. Я этого просто хочу.
С.Е.