Лента новостей
Новости дня

Вечный бой с коррупцией

07 ноября,2016 21:20

Сколько помню, наши правители постоянно воюют с коррупцией. Особенно – партия власти. Особенно воюют в правительстве. Особенно воюют премьер-министры. Особенно боролся Тигран Саргсян. Особенно и в частности, беспощадную борьбу вел Овик Абраамян. Но последнего остановили: не позволили ему бороться до конца.

А теперь борется Карен Карапетян. Он и не может не бороться, потому что все находят, что главным злом нашей реальности является коррупция. А недавно первый президент Левон Тер-Петросян заявил, что если Карен Карапетян не выкорчует в Армении коррупцию, то не достигнет никакого успеха.

Это, конечно, неоспоримая истина, и этого мнения придерживается не только первый президент, но и многие.

Хотя коррупция в нашем лексиконе слово абсолютно новое, на самом же деле это очень старое явление и зло. В советские годы мы не использовали это слово, но это не означает, что коррупции в те годы не было.

Говоря «коррупция», мы в основном понимаем взяточничество, причем, не только в школах и общеобразовательных учреждениях. В свое время от Роберта Кочаряна тоже ждали борьбы с коррупцией. И Кочарян начал со школ. Со школ начал, на школах и остановился. За решеткой оказались Ашот Блеян и его бухгалтер.

Говоря «борьба с коррупцией», многие ожидают, что в ее итоге за решеткой окажутся конкретные люди. Во время Кочаряна тоже ожидали этого, но факт остается фактом, что после ареста Блеяна и его бухгалтера коррупция в Армении не только не уменьшилась, но начала распространяться еще больше и принимать еще большие размеры. Коррупция – это если говорить на современном армянском языке. А говоря на классическом армянском – это взяточничество.

Хотя в советское время борьбе против коррупции и взяточничества на государственном уровне не придавалось такого значения и об этом не трубили повсеместно, тем не менее, на некоторых взяточников надевали полосатую робу, в основном на должностных лиц низшего и среднего звена. Мы специально отмечаем – «должностное лицо», потому что если не иметь какую-то и конкретную должность, брать взятки будет неоткуда. Не придется брать, потому что, если не иметь какую-то и конкретную должность, взятку предлагать и не будут.

Вот если бы во время Советов борьбу вели активнее и повсеместно, развалились бы Советы, или все же просуществовали бы дольше? Затрудняюсь ответить однозначно. Но могу однозначно сказать, что если чиновник советских времен не брал бы взятки, он смог бы просуществовать. Не жил бы особо благоустроенной жизнью, но жил бы. Такие среди них были, и с несколькими из них имел честь быть лично знакомым. Имел честь лично знать министра независимой Армении Вардгеса Гнуни, который не только был далек от коррупции и взяточничества на многие мили, но и не имел своего бизнеса.

Я специально подчеркиваю слово «бизнес», потому что в наше время многие разбогатевшие министры и государственные чиновники оправдываются тем, что источником их благосостояния является не коррупция, а собственный бизнес. Но не говорят самого главного: если высокопоставленные должностные лица, пользуясь возможностями, предоставленными их должностями, становятся владельцами бизнеса, это коррупция, или нет? По их мнению – нет. По нашему скромному мнению – да.

Вместе с этим, министры наших дней имеют меньше возможностей жить благоустроенно на свою зарплату, чем министры Советского Союза. Хотя бы даже в плане тех же жилищных условий, точнее, в смысле обладания удобной квартирой. Советская страна обеспечивала удобными квартирами не только многих рядовых граждан, но и, в первую очередь, своих высокопоставленных должностных лиц и особенно министров. Причем, абсолютно бесплатно.

Сегодняшние высокопоставленные чиновники и министры, насколько мне известно, квартирами бесплатно со стороны государства не обеспечиваются. Они вынуждены сами подумать о себе. Или должны пойти на коррупционные риски, или же решать вопросы жилья и благосостояния с помощью бизнеса. А это стоит довольно дорого, тем более, если учесть, что министру не к лицу жить в «массивах» или в «Бангладеш». Мы имеем в виду наш «Бангладеш». А на зарплату квартиру невозможно приобрести даже в Бангладеш. Мы снова имеем в виду нашу «Бангладеш». И  вынужденно приобретать на средства, полученные от собственного бизнеса. Но и это может считаться коррупционным явлением, если собственный бизнес данного министра возник и развивался благодаря возможностями, предоставляемым должностью.

Но сказанное мной почти не касается новоназначенных министров Карена Карапетяна, потому что назначенцы Карена Карапетяна с самого начала, еще не став министрами, уже владели собственным бизнесом. То есть, для Карена Карапетяна бороться с коррупцией легче, чем было Овику Абраамяну и другим премьер-министрам. Карену Карапетяну остается проследить за тем, чтобы его назначенцы не увели свой бизнес с налогового поля. Это намного сложнее, но вполне возможно и осуществимо. Будем ждать и надеяться.

Воскан ЕРЕВАНЦИ

Газета «Аравот»
05.11.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930