И что по этому поводу думал Блаженный Августин
В 410 г. в Римской империи, а точнее в ее Западной части, произошла военно-политическая катастрофа. Вестготы во главе с Аларихом вошли в столицу, сжигая, грабя, убивая и насилуя, словом, делая все то же, что и варвары. В империи были упаднические настроения: если «вечный город» не смог устоять, то что же будет с остальными?
Естественно, шли обсуждения о том, кто во всем этом виноват. Для того чтобы понять позиции сторон, необходимо помнить, что империя переживала переходный период. Старое — языческое, с хорошим и плохим, постепенно уходило, а новое — христианское, еще не утвердилось окончательно. Как катастрофу объясняли «бывшие» — язычники? Они говорили, что это месть их богов за то, что те сбились с правильного пути.
Христиане отменили поклонение императору и древним богам, заменили его ложной верой, и вот вам результат. Смог ли ваш Христос защитить Рим, спрашивали язычники. Объяснение христиан, особенно живущих на Востоке, было прямо противоположным. Катастрофа была Божьим наказанием. Древний Рим оставил тяжелое наследие. А началось все четыре века назад, когда Понтий Пилат, правитель бывшего режима в Иерусалиме, допустил распятие Христа, и потом язычники веками жестоко преследовали христиан. Даже став формально христианским, Рим, по сути, оставался языческим. Вот в чем причина поражения. По мнению большинства христиан, Рим уже не безнадежен, и новое солнце веры взойдет с Востока, из «Второго Рима», города, основанного Константином I.
Но в Северной Африке, точнее, в городе Гиппоне близ Карфагена, был епископ, отвергавший объяснение как «бывших», так и «нынешних». Речь, конечно же, об одном из самых известных христианских богословов и философов всех времен — Августине Блаженном. С одной стороны, он был представителем латинской, можно сказать римской культуры и философии, с другой стороны, был сторонником строгого христианского поведения. Идеи «Второго Рима», как и христианской империи были ему чужды. Августин видел решение вопросов в слиянии политики и морали.
Труд Августина на эту тему называется «О граде Божьем» — «De civilitate Dei», что лучше было бы перевести как «О государстве Божьем». Главный объект критики, конечно, же язычники. Когда это ваши боги помогали Риму, чтобы теперь помогать — спрашивает философ, — разве город не подвергался нападениям и нашествиям до 410 года? И потом, ваши языческие нравы не лучше, чем у вестготов. История Рима — это в целом цепь насилия и катастроф. В итоге философ делает вывод, что языческих богов не существует вообще.
Читайте также
С другой стороны, византийская пропаганда о том, что Бог должен защищать христиан, также отвергалась Августином. Бог никому не обещал в этой жизни благ, счастья или защиты. Невозможно побороть страдание ни мечом, ни силой: его нужно непоколебимо принять и пережить (чувствуется влияние стоической философии). Следовательно, Бога следует искать не для земных благ, мира, благополучия и стабильности, а исключительно для него же – для Бога.
Отсюда и основная идеология труда. Вся история строится на двух «градах», «государствах » — земном (грешном ) и божественном. Источник зла кроется в отступлении от человеческой природы, в ее искажении, когда человек отвернулся от Бога и возгордился в поисках какой-то «свободы». В этом Августин видит причину всех бед, а в преодолении личных и общественных грехов видит способ их избежать. И в этом вопросе светская и духовная власти должны работать рука об руку.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
28.06.2022